8 мая 2010 года на шахте «Распадской» в Междуреченске (Кемеровская область) произошёл взрыв метана, убивший десятки и ранивший более сотни шахтёров. На следующий день, 9 мая, когда в шахту спустились горноспасатели, прогремел второй взрыв, убивший часть из них. Всего погиб 91 человек.
Происшедшая авария не имеет прецедентов в мировой практике – взрывами были разрушены свыше 300 км подземных выработок.
Несмотря на то, что тогдашний «президент» Дмитрий Медведев назвал ситуацию «сверхтяжелой», а Владимир Путин лично прибыл на место катастрофы, траур решено было устроить только на территории Кемеровской области. Это возмутило не только выживших междуреченцев, но и простых горожан. Ещё недавно, в декабре 2009, был всероссийский траур по погибшим в ночном клубе «Хромая лошадь», но шахтёрам отказали устроить траур в национальном масштабе. А после того, как один из владельцев шахты озвучил лживую информацию о зарплатах горняков, на улицах Междуреченска начались столкновения с полицией. Скоординировавшись через социальные сети, шахтёры через пять дней после трагедии вышли на главную площадь города и, не добившись какой-то адекватной реакции властей, перекрыли железную дорогу. Их стал вытеснять ОМОН. В ответ полетели бутылки и камни (ранено два десятка омоновцев). В течение полутора часов пикетчики были вытеснены, 28 активных участников акции были задержаны (а затем отпущены). Оставшиеся люди устроили пожар на путях. Из-за перекрытия пути было остановлено около 20 поездов.
Власти выплатили родственникам погибших крупные денежные компенсации. Часть семей погибших шахтёров подверглась рэкету со стороны местных преступных группировок и была ограблена.