Найти тему
Учимся в России

Как ребёнку стать отличником в школе? Трудно ли это? Нужно ли?

Середнячок в начальной школе.

Моя дочка учится в языковой гимназии. В младшем школьном звене мы по знакомству попали к харизматичной и сильной учительнице, легенде нашей школы. Она закладывает хороший фундамент знаний у детей, а также, что не менее важно, любит их. Учительница сумела подружить детей и объяснить, что в школе надо трудиться. В её классе отличников всегда больше, чем у других в параллели.

В нашем классе 33 человека, это своеобразный рекорд. Из них 7 закончили четвёртый класс на отлично. Ещё двое были претендентами. А мы, к сожалению, получили только одну пятёрку – по литературе. Вердикт был строг: по русскому, математике и окружающему миру оценка четыре. На выпускном учительница сказала нам, что дочка может учиться на 4 и 5, любит литературу, но математика тоже хорошо идёт. Все равно было как-то обидно, что мы совсем середнячки, хотелось бы хоть где-то явно быть сильными.

Верная стратегия.

Пятый класс дочка начала бодро, старалась понравиться учителям, завоевать авторитет. Как нам и предсказывали, она получала четвёрки и пятёрки. И вот, в конце года, у дочки первый раз вышла пятёрка по математике. Я была рада и задумалась: странно, вроде программа пошла по усложнению, а она вот так выстрелила. Стать отличницей в тот момент мешал русский язык. Я подошла к учителю и спросила, какие у нас есть шансы на пятёрку по её предмету в будущем? Учительница откровенно ответила, что возможностей не видит. Девочка умная, старательная, но ошибки делает разные, поэтому как-то проанализировать и подкорректировать не получится. Скорее всего, будет у неё по русскому оценка 4.

Но лёгких путей мы не ищем. Решили применить следующую стратегию: сконцентрироваться на предмете по максимуму и посмотреть, что получится. Нашли хорошего репетитора. Перед ним поставили цель: с ребёнком надо заниматься развитием речи, сочинениями, изложениями, параллельно исправляя ошибки и совершенствуя грамотность. Про то, что у нас репетитор, в школе мы не говорили, так как наша учительница по русскому была против. Считала, что они расслабляют детей. Частично с этим можно согласиться, но наш наставник занимался не совсем школьной программой и не проверкой домашнего задания, поэтому риск тут был минимальный. К тому же мы встречались с репетитором редко, один раз в две недели. Много занимались самостоятельно.

В начале шестого класса у дочки выходила уже одна четвёрка, по биологии, которую ей дали исправить. По русскому вышла пятёрка, вопреки недавнему убеждению учительницы в том, что её не будет. Я рада, что учительница наша оказалась честной и не стала упираться. Она увидела прогресс и помогла ребёнку. Дочка торжественно получила свой первый похвальный лист.

Если ваш ребёнок учится средне, но хочет большего, то надо вытаскивать в первую очередь главные предметы: русский и математику. Историю, биологию, географию, как правило, можно подтянуть. Учителя охотно помогают тем, у кого одна –две спорные оценки по второстепенным предметам.

-2

Больше всего было удивления у педагога начальной школы и родителей, которые никак не ожидали, что в шестом классе, когда некоторые отличники стали хорошистами, мы вдруг обгоним их. Надо сказать, дочка в классе такая одна. В основном дети пошли по другому пути. Успеваемость в пятом и шестом у них ухудшилась. Ну а мы и седьмой класс также закончили на отлично.

Что это дало ребенку?

Уверенность, галочку, что она может учиться на пять. Понимание, что всё возможно, что она не глупее. Улучшилась самооценка, захотелось достигать и других целей. Попробовать участвовать в олимпиадах, соревнованиях, проектах.

Надо ли быть отличником?

Нет. Путь скорее бесполезный, чем нужный. Сейчас объясню, почему я так считаю. Получить похвальный лист для нас было целью, но как выяснилось, это задача не такая интересная, как другие. Сейчас более востребованы люди, которые чем-то увлечены, сильны в какой-то одной или нескольких областях. Если ты стремишься в медицину, то будет правильно углубиться в биологию и химию. Хочешь стать журналистом? Надо писать, читать, анализировать, развивать эрудицию. Успеть всё физически сложно и невыгодно. Если пятёрки по ненужным предметам даются с трудом, зачем их получать?

Зависимость от оценок

Есть и другая сторона медали. В школе бывают принципиальные учителя, а также не совсем справедливые, получение пятерки у которых превращается в стресс. Ребёнок, который привык быть лучшим, начинает страдать оттого, что на педагога повлиять так трудно. А все вокруг испытывают повышенные ожидания, следят за ним, как он ответил, что ему поставили. Есть учителя, которые не разбираются в том, насколько дети знают предмет, а получение той или иной отметки превращается в квест: кто лучше спишет, кто быстрее займёт хорошую тему для презентаций. Участвовать в этом нет причин. Ни золотая медаль, ни похвальная грамота не дают столько преимуществ, чтоб перекрыть все эти трения с учителями. К тому же зависимость от необъективной оценки помешает ребёнку в будущем. Стержень самооценки должен быть внутри и складываться из реальных результатов, имеющих значение для тебя.

-3

Синдром отличника

Есть ещё синдром отличника, когда человек делает всё на 100 процентов. Надо ему это или не надо, выгодно ему это или невыгодно, получит он за это что-то или только головную боль. Он не может по-другому. Один важный минус синдрома отличника, про который часто забывают- трудности с делегированием. Поэтому они не так часто становятся руководителями. Если такое случается, то отличники взваливают на себя нереальную нагрузку. Могут все, но никому не доверяют. Считают себя умными, но редко обладают явными преимуществами в определённой области, так как тратили время и силы не на то. Зависят от оценки других людей, переживают по пустякам и смещают свой фокус на внешние вещи. Всё время пытаются охватить необъятное и подрывают нервную систему. А вот люди, которые концентрировались на чём-то одном, не заморачиваются, когда у них не получается другое. Они спокойно делегируют это, не переживая о том, что они неспособные.

-4

Не всем уготована такая участь, есть исключения. Существуют хорошие школы, где адекватные учителя. Есть умные дети, которые сами по себе, без гигантских усилий получают пятёрки. Но я рассматривала случай, где надо потратить значительные силы, время и энергию. А надо ли?

Смена приоритетов

В восьмом классе дочка увлеклась химией и математикой. Кроме этого, у неё в школе сильные педагоги по русскому, английскому, немецкому и биологии. Мы решили, что углублённо будем занимаемся только этими предметами. А по истории, обществознанию, информатике, физике и географии можно не напрягаться и позволить себе оценку 4. Это высвободит время для усиленного изучения нужных нам дисциплин. Вот такая стратегия.