Найти в Дзене
Антон Ильяшенко

Сравнение качества звучания современных CD и виниловых пластинок.(В РАЗАРБОТКЕ)

В данной статье речь пойдет о сравнении звучания современных Компакт дисков(звука с со стримовых платформ Спотифай, Яндекс музыка и пр.) т.е. современных записей в цифровом формате и аналогового звука с виниловых пластинок.
Качество звука.
Выношу тему "Качества звука" в первую главу, как наверное самую важную и определяющую. Когда мы говорим о "Качестве звука", мы не задумываемся о значении
Оглавление

В данной статье речь пойдет о сравнении звучания современных Компакт дисков(звука с со стримовых платформ Спотифай, Яндекс музыка и пр.) т.е. современных записей в цифровом формате и аналогового звука с виниловых пластинок.

Не так давно мой знакомый продюсер из Москвы позвонил мне и рассказал поистине душераздирающую историю. Его клиент известный исполнитель русского рока, поручил компании моего товарища выпуск своего альбома на виниле. Важный момент - на CD альбом вышел за пол года до этого. Сказано-сделано. Исходники песен со студии, без CD мастеринга отправляются на студию специалисту по мастерингу для винила. Специалист этот - человек немногословный и опытный делает этот самый мастеринг для винила и отправляет готовые файлы на завод. На заводе инженер принимает эти файлы, анализирует их на предмет пригодности и качества и не находит никакого изъяна. Затем следуют процедуры изготовления матрицы и отливки тиража пластинок. Готовый тираж запаковывается, отправляется в дистрибуцию и расходится покупателям.

Пока все происходило без сучка и задоринки. Но, вдруг описанный выше исполнитель русского рока звонит ночью продюсеру и кричит: "Ты сам послушал эту пластинку?!!! Это что вообще?!! Звук полное ****!!! Я подарил пластинки спонсорам, а они сказали, что вообще мне денег не дадут!!"
Продюсер в шоке... Задает вопрос исполнителю:" А ты сам то послушал ее?", ответ: "А че мне ее слушать, че я винила не слышал что ли?!". В общем под ударом оказался исполнитель, продюсер, инженер мастеринга, пластиночный завод, дистрибюторы.... Где брак? Кто виноват?

Дальнейшее разбирательство показало, что... НИКТО! Оказывается спонсоры слушали виниловую пластинку в сравнении с CD, который они получили пол года назад и уже успели много раз послушать и привыкнуть к его звучанию. Послушав винил ровно на тех же настройках что и до этого CD они были очень разочарованы.

На самом деле новая "бракованная" пластинка нашего исполнителя русского рока звучит точно так же как и предыдущие его пластинки и как вообще все виниловые пластинки других исполнителей - не так как CD.

Давайте разберемся - в чем дело?

Качество звука.

Выношу тему "Качества звука" в первую главу, как наверное самую важную и определяющую. Когда мы говорим о "Качестве звука", мы не задумываемся о значении этого словосочетания. Всего два слова, а какой огромный пласт ощущений они описывают. Попробую систематизировать. Понятие это очень субъективное. Нет ни одного прибора или программы, которая могла оценить именно наше - человеческое качество фонограммы! Не даром существует целы раздел науки - Психоакустика которая изучает не распространение звуковых волн, а восприятие звука человеком и поверьте - человек слышит звук совершенное не объективно! Про одну и туже песню, один и тот же звук разные люди могут высказать мнения абсолютно противоположные. Итак что влияет на наше субъективную оценку "Качества звука"

  • Громкость. Громкую фонограмму мы воспринимаем более качественной чем похожую, но тихую.
  • Частотная характеристика. Больше прозрачных высоких частот, больше обволакивающего низа - субъективно качество звука выше.
  • Стереобраз. Шире стереобаза - звук богаче, объёмнее - качественнее.
  • Разнообразные чисто человеческие характеристики звука - звучит теплее, мягче, ламповее, аналоговее.

Цифры.

Как правильно сравнить звучание музыки на CD и виниле? Скажу сразу - задача не из простых. Для начала нам нужно иметь одну и ту же запись на обоих носителях. Предположим, что мы получили на руки альбом некоей группы изданный на компакт диске и на грампластинке. Что мы имеем техническом плане в нераспечатанных пока конвертах.

На современном CD пиковая громкость звука может достигать 0 dB, т.е. достигать предела динамического диапазона данного носителя. RMS(показатель средней громкости некоторого участка фонограммы)данной записи может достигать -7dB(это очень громко)

На виниловой пластинке показатели значительно скромнее. Пиковая громкость -3dB. RMS -13dB(это не громко).

Можно легко посчитать, что разница в громкости по RMS(это наиболее достоверный численный показатель воспринимаемой громкости, который можно померить когда звук находится в цифровом файле) составит 6dB - цифра небольшая, но 3dB это примерно в два раза. Т.е. в среднем винил звучит в четыре раза тише чем CD.