Продолжаем делать обзор вестернов снятых режиссерами любительского,авторского кино.
обзор на фильм «Говорят, в пустыне звучит музыка»
«Говорят, в пустыне звучит музыка»...если не сядет батарейка в приемнике.
Фильм в жанре вестерн-постапок питерского режиссера Артема Верхоглядова.
трейлер фильма
- Сюжет поражает. Главный герой прорывается через пустыню кишащую охотниками за головами, чтобы найти последнюю уцелевшую студию звукозаписи. Во чтобы-то не стало он хочет записать блюзовую композицию и сделать свой вклад в возрождение нового мира.
- Довольно продолжительная текстовая заставка в начале объясняет кто кому и за что наваляет, с пояснениями.
Начинается картина с перестрелки одного выразительного героя с тремя бандитами. Очень настоящие, мародерские рожи из классических вестернов. Спокойствие героя Сергея Данилова - Клинта Льюиса делает погоду всей сцене. Его харизматичное желание выкурить сигару, несмотря на явною угрозу для жизни выливается в красивую неравную дуэль с эффектной концовкой.
Картина смотрится хорошо, в ней применено много интересных решений, пройдусь по некоторым моментам.
В каких эпизодах я бы поступил иначе, чем это сделали персонажи:
Клинт угощает Малыша яичным коктейлем. Птичьи яйца нужно есть со скорлупой, особенно если не знаешь, когда в следующий раз поешь, а Клинт демонстративно выкидывает скорлупу и отдает парню перемешанное содержимое в чашке.
«Ты что, не знаешь, кто такие Битлз? Как такое возможно?» Неприкрытое изумление Клинта от музыкальной неграмотности парня наводит на мысль о том, что в прошлом главный герой был необщительным интровертом. Незнание творчества «Битлов» вполне возможный факт, потому что они играли за 60 лет до начала событий описываемых в фильме. и чтобы их знать, нужно увлекаться определенными жанрами музыки. А парень при этом оправдывается - «я родился незадолго до начала войны, поэтому многого не знаю». То есть до 18 лет(допустим) он не увлекался музыкой, гонял кур и выживал как мог. Хорошо, пускай так, но мне кажется у каждого поколения есть своя музыка.
Клинту хочется блеснуть всем что он умеет и парню остается только разыгрывать недотепу. Сцена, где он учит молодого стрелять. Вместо обычных мишеней размером с бутылку, в которые в реальной жизни не просто попасть новичку, Клинт с ходу ставит монету на расстояние невидимое глазу. Естественно парень садит в «молоко» дорогие патроны, а главный герой бравирует попаданием в «яблочко». Абсолютно бесполезная понтовая выходка Клинта, еще и с тратой боеприпасов.
Момент, когда Клинт спрашивает, почему это парнишка выжил в пустыне, где не выживает никто.
Этот неспроста заданный вопрос в голливудских блокбастерах обошелся бы с последствиями, особенно когда речь только что шла о чипированных охотниках, но это скорее сработал стереотип, к которому мы приучены.
Клинт предлагает переночевать в заброшенном доме, хочет поспать в нормальной постели. Они поднимаются на крыльцо, открывают дверь и не доставая оружия смотрят в темноту, представляя из себя отличные мишени, как в тире. И только поняв, что их не убили, Клинт достает револьвер и крадучись входит в дом.
Дуэль в доме. Соперники стреляют на звук вслепую через пол, между первым и вторым этажом. Очень хорошая сцена, но охотник перезаряжая револьвер с грохотом роняет гильзы не в руку, а на деревянный пол и этого звука вполне достаточно, что Клинт выстрелил, но роковой выстрел звучит только в ответ на выстрел охотника по звуку падающей игрушки. После этого, я бы все таки снял эти ужасно громкие ковбойские сапоги и босиком спустился проверить возможную засаду. Вместо этого, Клинт как робокоп шагает к лестнице, открывает ужасно скрипучий люк и идет вниз по ступенькам. Был бы там не труп, ему не жить.
Дальше идут красивые жизненные монологи Клинта.
Разговор у ручья про ядерного джинна. Оказывается есть в международной политике такой красочный термин как «Ядерный джинн», которого лидеры разных воинственных стран периодически пытаются выпустить из бутылки. Мифический сказочный герой созидатель может быть и разрушителем огромной мощности, в зависимости от того, какое желание загадает его повелитель. (ред.)
Познавательный диалог, особенно для тех, кто незнаком с подобной метафорой. В итоге Клинт признается, что не убил Малыша, потому что замучился молчать. С его то интеллектом это конечно проблематично. Он с ходу цитирует Малышу стихи английского классика и их в школе тоже не проходят. У нас главный герой явно имеет аристократические корни, «из старорежимных дворян»!
Это как раз объясняет его потребность выкурить сигару, выпить яйца дрозда без ошметков скорлупы, плевал он на осторожность, главное - Его Величество Фарс..
И потом наступает момент подтверждающий мои догадки. Они встречаются со старшим братом Клинта - третьим охотником! А брат...а брат сходу цитирует древнегреческие легенды языком филолога: «Мидас вошел в зал» Угощает путников спелыми апельсинами (умный и правильный старший брат) и смеется над их намерениями. У брата очень постановочный голос преподавателя, но стоит сюжету немного сдвинуться вперед, обнажаются его страхи перед возможной карой за родство с непутевым родственником и классическая речь диктора сбивается, возникают повторы предложений, ощущение, что при монтаже звука не было времени перезаписать окончание диалога, как будто спешили. Но если это задумка режиссера, перед нами обычный человек, который волей роковых обстоятельств обязан пристрелить родного брата. А брат тоже не может выстрелить в брата и он находит своеобразный выход из ситуации с окончанием эпизода завершающим обучение Малыша стрельбе.
Саундтреки к фильму были записаны самим режиссером Артемом Верхоглядовым в домашней студии и напрашивается аналогия с финалом картины, в котором герои находят тайное место в пустыне, где можно записать блюз. Я не утверждаю, что фильм снят в пустыне, потому что в безбюджетном кино все по другому. Вот вы видите вестерн, персонажи якобы бегают по пустыне с настоящими револьверами, но на самом деле они бегают по лесу рядом с руинам разрушенной церкви 19 века, лазят по чьей-то даче и записывают звук в помещении смахивающем на предбанник. Важен уникальный сюжет, игра непрофессиональных актеров очень впечатляет. Харизма Сергея Данилова в полной мере передает образ главного героя, дуэлянта, позера и музыканта!
Выводы и аналогии.
- Жетоны охотников с надписью «зона», исполнение желания в конце пути, мальчик рискующий жизнью , но ведомый главным героем к финалу, разумеется «Сталкер» и монолит который обменивает человеческую жертву на желание.
2. Стрелок с малышом на пути к заветной гитаре идут через пустыню, уничтожая убийц. «Шестиструнный самурай»
3. Старший брат смеется над младшим - зону изобрели, чтобы в нее убегали вольнодумцы вооруженные древними револьверами. Там их проще отстреливать и контролировать «популяцию». Красивая легенда со студией звукозаписи это всего лишь легенда для заманивания желающих.
Младший брат решает доказать, что это не так и решает не только найти студию, но и записать там свою песню. Это конечно приведет в зловещую пустыню новые жертвы и новых охотников. Но вольнодумцы наконец узнают, что борьба с тоталитарным режимом Новой Земли ведется не напрасно.
Кто первым «сломал» полигон в котором богатые клиенты отстреливали недовольных и голодных бедняков? Наверное это был Арнольд Шварнеггер в «Бегущем человеке»)
В саундтреке к «Говорят, в пустыне звучит музыка» есть необычная композиция. Все основные песни и мелодии записаны при участии самого режиссера Артема Верхоглядова, кроме «Crossroads” в исполнении Roberta Johnsona, знаменитого исполнителя блюза. Почему же Клинт Льюис идет записывать именно блюз?
«Блюз» переводится как «Хандра» - это музыкальный стиль рожденный в 19-м веке на плантациях «хлопкового пояса» в Америке. Придумали его чернокожие рабы, выходцы из Африки как музыкальное выражение своей тоски по свободной жизни. Роберт Джонсон в своем «Перекрестке» поет о заблудившемся в ночном лесу рабе, который должен найти дорогу домой до рассвета, иначе его найдут и линчуют те самые охотники, работающие на плантаторов в Новом Свете.
А теперь давайте представим, что кожа Малыша, героя фильма совсем не белого цвета и мы сразу же вернемся назад во времени на юг Америки. Перед нами нарисуется вполне логичная картина. Клинт Льюис ненавистник режима плантаторов и убийца охотников за головами ищет тайное место, где чернокожие рабы записывают свою музыку. Культурное наследие чернокожих рабов это не только блюз, это свой язык и религия. Малыш мог вполне быть чернокожим неграмотным беглецом, до 18 лет пахавший на плантации. В процессе его общения с Клинтом выясняется, что он практически необразован, не умеет стрелять и вот у него появляется учитель. Чем вооружен Малыш? Маленьким почти игрушечным ножичком и это еще один знак, потому что рабам запрещалось иметь при себе оружие, еду и любые другие вещи. Их обыскивали как в концлагерях или тюрьмах и найдя запрещенное(даже еду) подвергали наказаниям вплоть до кастрации. Что ест старший брат Клинта на роковой встрече? Конечно же апельсины, еще один намек на американский юг. Жизнеописание охотников за рабами серьезно никто не исследовал. У них было одно правило - «доставь или убей беглеца, при этом не нарушая другие законы». Пока в южных штатах не сформировалась государственная полиция вместо нее работали охотники.
Получается, что Клинт находит беглого раба, обучает его владению оружием той мрачной эпохи(старый револьвер), проверяет его в бою и идет знакомить с запрещенной в Новом Свете музыкой рабов вольнодумцев. Все логично, надо только покрасить Малыша в черный цвет. Вполне возможна аналогия с «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино, стереотип привычного нам вестерна сломан окончательно и это радует. Ковбой с аристократическими замашками предает свою семью плантаторов и становится учителем беглого раба, чтобы воспитать Малыша «Освобожденного».
Обзор на фильм Влада Дикарева "Долина Прокаженных"
«Долина прокаженных». Перед смертью не накуришься
Еще один интересный фильм позиционируемый как вестерн, снятый без бюджета где-то в российской глубинке. Режиссер Владислав Дикарев по профессии действительно является кинорежиссером, отсюда повышенный интерес к картине. Сюжет у «Долины» и простой и одновременно сложный, с профессионально спрятанными аналогиями.
В одной далекой деревне жил дедок с охотничьим карабином и грузом воспоминаний. И была у него заветная мечта - освободить родные пенаты от бандитов собирающих дань. А у бандитов тоже была своя давнишняя мечта - избавиться от непредсказуемого дедова карабина. Их противостояние длилось долго. Одна страна успела рассыпаться, другая появиться. Бандюки помнили деда со школьной скамьи, да и он их тоже, поэтому проливать кровь никому особо не хотелось, вроде как свои против своих, как в гражданскую войну, да вот только лютой ненависти не хватало в характерах персонажей.
Но тут чужак из леса появился и в дедов огород забег устроил. Непростой чужак, вроде одет интеллигентно, да вот привычки у него имелись пагубные. Любил он курить и совать свой нос в чужие дела. Да с такой страстью отдавался он вышеназванным порокам, что пришлось ему бежать из города и преследовали его нехорошие люди, в чьи дела он заглянул. Приютил его на свою беду дед с карабином, подобрал и обогрел. Но сгубило деда то, что курить он давно бросил и гостя не званного табаком не обеспечил. И полез наш переносчик несчастий ночью к пьяным бандитам сигареты у них воровать. Те его конечно мутузить начали, дед конечно вступился, тут деду ультиматум и выставили. Вот вроде парень тот беглый совсем не прокаженный, курильщик обычный, а куда он не попадает, люди начинают ссорится и умирать.
Вот и в деревне бой начался, а парень тот дальше побежал смерть вокруг себя сеять. Курить он с тех пор так и не бросил, стал дома сиживать и рассказики о своих странствиях записывать. Питерский режиссер Владислав Дикарев снял свой фильм «Долина Прокаженных» по мотивам подобного рассказа из суровых 90-х. Российская глубинка, столкнулись интересы нового и старого поколения и никто не хочет жить иначе. В такие моменты достаточно одной зажженой спички, чтобы случилось кровопролитие и такая «спичка» находится.
трейлер
Ковбойские шляпы на бандитах, ферма и трактора, старик с ружьем и беглый преступник. Наверно фильм снят как вестерн, но учитывая географию это истерн, что в фильме подтверждается фразой старика Павла. «Письмецо в конверте погоди не рви. Не везет мне в смерти, повезет в любви». В фильме присутствуют некие аналогии с самым знаменитым советским истерном «Белое солнце пустыни». Старик -тезка Павла Верещагина, старые письма о неудачной любви спрятаны в конвертах. Жена давно устала ждать старого солдата и ушла. А он остался солдатом и ему обидно за державу. Старик пишет свое последнее письмо, запечатывает посылку с самодельной дудочкой внучке и заряжает карабин (отсылка к «Ворошиловскому стрелку»).
В названии фильма местность, где происходят события сравнивается с лепрозорием, пациенты которого рано или поздно умирают, но от болезни никуда деться не могут. Только проказа это болезнь физическая, а в кинокартине все герои поражены душевными недугами, скорее морально-нравственными, но исход событий им предрекается все равно такой же как и у зараженных лепрой.
Рекомендованный ценз 18+ Возможно данный фильм кому-нибудь действительно поможет бросить курить, почему нет.
Желаю всем приятного просмотра.
Продолжение следует.