В начале XVIII века Франция столкнулась с финансовой катастрофой: страну поедала гиперинфляция, пока поданные короля умирали от голода.
Сейчас мы разберемся, из-за чего начался этот ужасный кризис и почему его называют «Пузырь Миссисипи»
Человек по имени Джон Ло
Джон Ло был знатным аферистом своего времени (этакий Волк с Уолл-стрит XVIII века). Осужденный за убийство в Лондоне, он с помощью приятелей бежал в Европу и заработал состояние на азартных играх. Но этого Джону показалась мало. Слегка поразмыслив, Ло сгенерировал прогрессивную для своего времени идею: использовать кредиты для финансирования торговой компании в Новом свете. Стоит отметить, этот бизнес-план не был обречен на провал: во-первых, Америка того времени пользовалась небывалым спросом у различных торговых компаний и переживала настоящий бум всевозможных инвестиций. Во-вторых, европейские страны имели колонии за океаном, что подразумевало монопольные права на торговлю.
Открытие банка
Сначала Джон Ло представил свою идею шотландскому правительству , но те не вдохновились порывом «молодого предпринимателя» и отказали. Следующий потенциальный инвестор нашелся спустя 11 лет, им стал брат французского короля – герцог Орлеанский. Наш Джон предложил герцогу открыть государственный банк, который будет печатать бумажные деньги для кредитного финансирования торговли. Герцог согласился и на свет появился Banque Generale – шестой в мире банк по объемам кредитования.
Создание торговой компании
«Зачем выдавать льготные кредиты другим, если можно выдавать их себе?» - примерно так подумал Джон Ло, сидя в новеньком банке. Ло и партнеры решили учредить собственную торговую компанию, чтобы использовать монопольные права на торговлю с французскими колониями (крупнейшей была Луизиана) и получать от правительства займы под низкие проценты через знакомый нам Banque Generale, – план надежный, как швейцарские часы. Так в 1719 году была создана Торговая Компания Миссисипи, которая сразу же получила эксклюзивные права на торговлю с колониями королевства. Видимо, про тендер французы не слышали.
Акции, как горячие пирожки
Хлопок рос, сахарный тростник шелестел на мягком ветру, а компания Джона Ло процветала . И в 1719 году правительство Франции разрешило Торговой Компании Миссисипи выпустить 50 тысяч ак ций по 500 ливров с ежемесячными выплатами в 25 ливров. Акции пользовались успехом, а их цена росла: спустя небольшой промежуток времени за одну акцию у же просили 1000 ливров. Став настоящей рок-звездой , Ло предложил Франции погасить государственный долг в 1,5 млрд ливров, выпустив д ополнительные 300 тысяч акций.
Чуть позже наш Джон приобрел у государства право на сбор налогов общей суммой в 52 млн ливров. После чего упростил налоговую систему, объединив несколько налогов в один. Шаг с упрощением налогообложения привлек иностранных инвесторов, которые сбежались в Париж, чтобы урвать немного акций Торговой Компании Миссисипи. Это был успех.
Карьерный рост
К середине 1719 года компания Джона Ло продала 600+ тысяч акций, а за одну акцию уже давали 5000 ливров, к концу года 15000 ливров (биткоин XVIII века). Стоимость самой Торговой Компании Миссисипи оценивалась в 300 млн ливров. На волне такого головок ружительного успеха Джон Ло захотел большего и получил – в начале 1720 его назначают Генеральным финансовым контролером-министром финансов.
Превышение полномочий
Дальше история Джона Ло становится похожей на истори ю Мавроди и МММ . Некоторые вкладчики Banque Generale начинают обмен акций Торговой Компании Миссисипи на золото. В ответ Ло приказывает ограничить использование золотых монет.
Примерно тогда же, чтобы поддержать цену акций, Джон Ло решается на опрометчивый шаг: он соглашается выкупить акции компании с премией к рыночной цене и, на удивление, получает больше заявок, чем ожидал. Для того, чтобы провернуть такой трюк, нужно много денег, очень много денег. И Ло приходится отказаться от обеспечения банкнот золотом. Это решение привело к гиперинфляции. Цены росли абсолютно на все, но заметнее всего это было видно по продуктам питания. Ситуацию усугубила вспышка чумы: торговля с остальной Европой была ограничена (прямо как сейчас), и Франция осталась без продовольствия. В стране начался голод.
К середине 1720-ого Джону пришлось снизить цену акций и отменить ограничения на оборот монет. Это привело к тому, что люди бросились массово обменивать банкноты, чтобы получить хоть что-то. Banque Generale пришлось закрыть на 10 дней , а открылся он уже с ограничениями на размер сделок. Очереди становились все длиннее, стоимость акций компании все меньше, а цены на продукты больше. Это был крах не только Джона Ло и его компании, но и всей Франции.
Последствия
В конце концов акции полностью обесценились. Многие люди потеряли абсолютно все, по стране прокатилась волна самоубийств. Центральный банк Франции и казна остались с огромным количеством никому ненужных акций, не стоивших бумаги, на которой были напечатаны. Франция потеряла свой имидж и на долгие годы забыла про выгодные кредиты .
Джон Ло был освобожден от своей должности и бежал из Франции. Он умер спустя девять лет в бедности.