Найти тему
Region15.info

Амнезия «бывших» или об одной характерной особенности югоосетинской политики

В Южной Осетии вновь обсуждают тему строительства базальтового завода. Этот проект на протяжении последних 6 лет активно продвигает югоосетинский бизнесмен Роман Джиоев, он же руководитель компании «Ир-Базальт».

В свое время, при президенте Леониде Тибилове ему удалось получить одобрение своего бизнес-проекта по линии министерства экономики Южной Осетии и российского Инвестиционного агентства, взять кредит и приступить к строительству завода. В те годы финансирование получили более десятка проектов, включая предприятие «Растдон» по производству мясных полуфабрикатов и колбас, кафе «Винченцо», завод по розливу минеральной воды «Натурплант», «Сады Ирыстона» и др.

Схема финансирования была примерно такой: 10% стоимости проекта вносил сам инициатор, 45% выделяло Инвестагентство на беспроцентной основе, а остальную часть суммы составляли кредиты российских банков под 10 процентов годовых.

Правительство Южной Осетии со своей стороны оказывало помощь в подведении соответствующей инфраструктуры и в других вопросах.

Всего на развитие реального сектора югоосетинской экономики Россией тогда было выделено более 1 миллиарда рублей. Для Южной Осетии деньги огромные, но большинство тех проектов накрылись медным тазом. Причины были разные, но во многом они были обусловлены тем, что зачастую предприятия должны были работать исключительно на завозном сырье или же были ориентированы в основном на экспорт. Самое странное, что, к примеру, не был пропущен проект по мясо-молочному производству на базе недостроенной животноводческой фермы в Цхинвальском районе близ сел Цунар и Авнеу. Хотя, казалось бы, с учетом потребностей республики, в первую очередь акцент должен был быть сделан на этом направлении сельского хозяйства.

Но сейчас разговор не об этом. Новый виток дискуссий вокруг целесообразности строительства базальтового завода с точки зрения экологии был вызван заседанием комитета парламента по промышленности, строительству, транспорту, связи и природным ресурсам. Руководит данным комитетом бывший мэр столицы Южной Осетии Алан Алборов. Он же бывший зэк с погонялом «Шрэк», обвинявшийся в совершении серии тяжких преступлений в Северной Осетии и бывший лидер партии «Ныхас». Впрочем, Алборов и сейчас не последняя спица в этой политической тусовке.

Фото: Сайт Парламента РЮО
Фото: Сайт Парламента РЮО

В обсуждении также принял участие другой партийный босс «Ныхаса» — Давид Санакоев. Разговор партийных деятелей сильно напоминал прикольный сюжет из фильма «Джентльмены удачи», где один из героев говорит: — «В поезде я упал башкой вниз, ударился. Тут помню, тут ничего…».

Санакоев и Алборов словно позабыли, что проект базальтового завода, как и другие спорные бизнес-идеи, был одобрен их коллегами по прежнему правительству и одобрен не без их ведома, по крайней мере, они сидели на тех же заседаниях.

Однако подобно небесталанным выпускникам «Щуки», Алборов и Санакоев блестяще сыграли роль людей, которые впервые услышали о существовании базальтового проекта и только сейчас знакомятся с его деталями.

Фото с сайта Парламента РЮО
Фото с сайта Парламента РЮО

Надо было понаблюдать со стороны, как «ныхасовский» дуэт гневно вопрошал: — «Где экологическая экспертиза? Кто нам скажет, безопасен проект или нет?!».

«Вы построили ваш завод у моего носа и не можете сказать, он безопасен или нет. Объясните мне, можно ли будет жить рядом с ним завтра или нет», — с деланным возмущением спрашивал Алборов.

Ему вторил Санакоев, требовавший пригласить независимого эксперта, чтобы тот оценил безопасность проекта.

Совершенно непонятно, почему эти же вопросы и требования наши новоявленные экологи не озвучивали на заседаниях правительства 5-6 лет назад. Кстати, место строительства завода у села Прис было выбрано тогда же.

Поэтому сегодня какие-либо претензии в адрес нынешнего руководства со стороны этих двух «ныхасовских» боссов не уместны. Проект запущен не вчера и не сегодня, деньги в основном уже освоены. Без серьезных фактов и документального обоснования волевым решением завод закрыть не получится. Те же деятели начнут вопить о притеснении бизнесменов и инвесторов, как это уже было не раз.

Учитывая, что базальтовый завод частное предприятие, то вопрос соблюдения экологических норм полностью на совести владельца и подрядчика, который строит данный объект. Государственные органы со своей стороны, будут контролировать экологическую ситуацию и в случае нарушения установленных норм, примут необходимые решения, вплоть до остановки производства.

Об этом, кстати, на заседании парламентского комитета четко заявили глава Югоосетпотребнадзора Марина Кочиева, министр экономики Дзамболат Тадтаев и другие официальные лица.

Фото с сайта Парламента РЮО
Фото с сайта Парламента РЮО

У республиканского санитарного надзора и сейчас есть ряд претензий к руководству завода, в том числе касающихся размеров санитарно-защитной зоны. Ведомство Марины Кочиевой считает, что базальтовое производство относится к 3-му классу опасности, а в таком случае ширина защитной зоны должна составлять 300 метров.

«Когда объект заработает, нами будут проводиться надзорные мероприятия. В 2019 году мы приобрели атомно-абсорбционный спектрометр, который позволит определять уровень тяжелых металлов в почве, продуктах питания и др. С его помощью мы будем проводить контрольные мероприятия и реагировать соответственно. Если что-то будет не так, никто молчать не будет», — сказала Марина Кочиева.

Дзамболат Тадтаев также разъяснил депутатам, что есть процедура ввода в эксплуатацию всех построенных объектов и в соответствии с этой процедурой должны подтверждаться, в том числе, параметры экологической безопасности.

Строительство базальтового завода.
Строительство базальтового завода.
«Если будут нарушены экологические нормы и нормы промышленной безопасности, то на это будет реагирование, вплоть до приостановления производства. Для нас в первую очередь важно защитить здоровье граждан нашей республике», — отметил министр экономики.

Сыр-бор вокруг строительства завода очень характерен для нынешней внутриполитической ситуации в Южной Осетии. Представители бывшей власти, имеющие прочные позиции в парламенте и в ряде СМИ каждый раз начинают обвинять нынешнее руководство в тех решениях, которые они приняли сами. И это не только в случае с базальтовым заводом.

Такая же картина уже второй год наблюдается по поводу выставления грузинского поста рядом с селом Цнелис или Уиста. Пока «бывшие» сами сдали данные территории грузинам, утвердив это решение через госкомиссию по делимитации, а затем, когда грузинские силовики установили там пост, обвинили Бибилова в предательстве и сдаче территорий.

Постройка резервной ЛЭП была заложена правительством Бровцева еще в бюджете 2012 года, но как только у власти очутился конгломерат, в составе которого находились тот же Санакоев, Алборов, Джиоев и прочие, деньги на ЛЭП, лифты и многое другое попросту испарились. Пришлось через 5-7 лет уже другим людям во власти заново изыскивать средства, пробивать их перед российским правительством, чтобы вернуться к реализации этих проектов.

Что, впрочем, не мешает псевдооппозиционерам из числа «бывших» с гневными воплями вопрошать: где резервная ЛЭП, где то, где другое?

Все будет и было бы еще раньше, если бы вы господа в свое время больше думали о народе, нежели о собственных шкурных интересах.

Region15.info — официальный сайт