Сегодня я бы хотел поместить здесь ссылки на статьи из моего цикла о священномученике Константине Богословском, со дня рождения которого в марте этого года исполнилось 150 лет.
Данная статья написана на основе материалов из рукописи моей книги «Священномученик Константин Богословский (попытка биографии)».
Священномученик Константин Богословский. Ч.1.
17 февраля/1 марта 1871 года, 150 лет назад, появился один из многочисленного сонма русских новомучеников и исповедников, будущий пастырь Константин Александрович Богословский. Он происходил из семьи потомственных священнослужителей – его дед Григорий, урождённый Непеин, принял фамилию Богословский по имени прихода, из которого был родом. По линии же Непеиных отец Константин приходился родственником отцу Сергию Непеину , вологодскому священнику и краеведу. Отмечу, что вопреки распространённой легенде, эта фамилия не имеет отношения к первому русскому послу в Англии Осипу Непее, а является прозвищем человека непьющего. Отец Сергий и отец Константин были знакомы друг с другом и общались во время проживания второго в Вологде. Причём отец Сергий был даже крёстным отцом первенца семьи Богословских.
Священномученик Константин Богословский. Ч.2.
В 1920 – 1921 годы отец Константин был священником в Мироносицкой церкви и одновременно работал архивариусом в Северо-Двинском губернском архиве, откуда через несколько месяцев был уволен по сокращению штатов. Проживал по адресу Красноармейская, дом 6 – там находится Соборное дворище при Успенском соборе, настоятелем которого он был между первым и вторым арестами. В начале 1920-х из 28 церквей Великого Устюга действовали только две. В марте 1919 года большевики попытались вскрыть мощи блаженного Прокопия и перевезти их в музей. Прихожане встали у храма, стояли день и ночь и не пустили туда кощунников, которым пришлось отступить. Народ, вопреки выдумкам большевиков, поддержал свою Церковь, простые люди оказывали сопротивление и противодействие осквернителям и гонителям. «В 1918 русские крестьяне поднимались за церковь на бунты, и таких насчитывается несколько сот, подавленных красным оружием», писал Александр Солженицын в своей статье «Раскаяние и самоограничение». Не могу не отметить, что, например, причиной народного восстания в конце февраля – начале марта 1918 года в Солигаличе стала попытка советской власти ограбить местный монастырь.
Священномученик Константин Богословский. Ч.3.
Протоиерей отец Алексий Резухин в своих воспоминаниях даёт такой портрет отца Константина:
«Митрофорный протоиерей, кандидат богословия, в возрасте 60-ти лет с небольшим, среднего роста, стройный, прихрамывающий на одну ногу, с небольшой бородкой-клинышком, с длинными по плечам волосами темно-каштанового цвета без проседи, с намечающейся лысиной на голове – вот образ его, который как сейчас вижу пред собою. Он был молчалив, очень сосредоточен, необщителен, ровен со всеми. На лице его всегда отражалась какая-то мысль. За архиерейским богослужением он был всегда предстоятелем. В обращении с Владыкой почтительно сдержан. Служение его внешними данными не отличалось. Иногда он говорил проповеди. Во время всенощных, когда вел службу какой-нибудь другой священник, он всегда стоял в алтаре у столика, который был приставлен справа к жертвеннику, и углублялся в молитву, левой рукой чуть-чуть касаясь столика. Отец Константин писал расписание очередности служения священнослужителей и вывешивал его в алтаре на стенке, около левой диаконской двери. Почерк у него был красивый, мелкий, убористый, ясный и простой».
Книга пока ещё не вышла в открытый доступ, но будет обязательно доступна, когда я её закончу.