Найти тему

Алиса - не подружка! Она просто бот!

Психологи советуют ограничивать современных детей в общении с голосовыми помощниками, чтобы избежать искажения реальности.

Различные голосовые помощники – норма современной жизни, они встроены в наши гаджеты и даже стоят в формате станций в наших домах. Умные колонки также оригинальный вариант подарка, как взрослому, так и ребёнку. Казалось бы, это очень удобно, особенно современным молодым родителям. Ведь эти инновации не только могут прочитать сказку на ночь, но и провести развивающие мини-игры. Но психологи предостерегают от такого "общения" детей с Алисой и прочими ботами.

Специалисты изучили влияние использования голосового помощника на психику ребенка. Эксперты пришли к выводу, что дети часто воспринимают искусственный интеллект не как виртуального помощника, а как друга и компаньона. В таких случаях возможны даже более тесные "отношения" выросшего ребенка с ботами в дальнейшем. Почему так происходит, для "Авторадио Санкт-Петербург" рассказал психолог Александр Кичаев:

- "Голосовой помощник может стать ребенку другом, потому что он выполняет функции без оценочного собеседника. Дети не любят «ты поступил плохо», «ты поступил хорошо». Там все очень конструктивно, вопрос-ответ, то есть некий диалог. И это обычно детям нравится. А особенно если у ребенка нет друзей, хорошей коммуникации с родителями, то он может стать для него советчиком и другом".

-2

Дети 5-9 лет часто задают голосовому помощнику личные вопросы вроде "Кто твоя мама?", "Где ты живешь?", "Какого цвета у тебя волосы?". В этой возрастной группе такое поведение еще неосознанно, тогда как старшие дети часто стремятся специально поставить голосового помощника в тупик, иногда можно заметить приказной тон по отношению к умной колонке, ученые опасаются, что дети могут перенести это и в реальную жизнь в общении со сверстниками и родственниками. Либо, наоборот, замкнуться, обращает внимание психолог Александр Кичаев:

- "Здесь есть один минус: ребёнок может «подсесть» на такой формат общения с роботом и у него не будет желания общаться с людьми, то есть он не научится выстраивать правильную коммуникацию. И ещё сможет научиться преодолевать сложности общения с непростым собеседником. Он будет считать, что всё слишком просто и понятно. Есть взаимопонимание с этим обезличенным персонажем, но в жизни, когда ему будут встречаться люди с характером, оппонирующие - это будет у него вызывать панику, расстройство, тревогу, неуверенность в себе и так далее".

Некоторые специалисты полагают, что голосовой помощник потенциально может стать для ребёнка компаньоном, другом и даже возлюбленным. Тогда его техническая составляющая перестаёт быть главной. Более серьёзные отношения с искусственным интеллектом можно заметить у детей в возрасте от 4 до 5 лет, во время формирования половой принадлежности. Это может повлиять на психо-эмоциональную составляющую будущей личности, считает психолог Александр Кичаев:

- "Необходимо объяснить ребёнку, что искусственный интеллект помогает получить информацию, помогает провести время в праздных беседах, но он не заменяет друга, наставника. Если ребёнок понимаем эту коммуникативную линию – то это нормально, а если все фокусируется только на общении с помощником - это приведёт к тому, что у него будет отсутствие правильных навыков в построении общения со сверстниками и взрослыми".

-3

Тем не менее, психологи утверждают, что умная колонка – вполне уместна в качестве подарка для ребёнка. Но чтобы избежать нежелательной привязанности, родителям нужно четко обозначить для каких ролей подходит голосовой помощник. Также важно донести до ребёнка, что в случае жизненных проблем, нужно поделиться об этом не с ботом, а с мамой или папой.

Возможно, что и разработчики примут замечания специалистов и модернизируют своих голосовых помощников, тем самым сделав их безопаснее для самых маленьких пользователей.