Найти тему
George Rooke

Хроники английского Кавказа, часть 4

В 1540-е годы, после смерти Генриха VIII, король Эдуард VI , а затем и королева Мария I (тут правильнее говорить – ее муж, принц-консорт Филипп Испанский) задумались – что же, в конце концов, делать с Ирландией? В результате было предложено два пути.

Путь первый (путь меча, sword trace) : вырезать всех ирландцев, заселить на освободившиеся земли англичан и низинных шотландцев. Проблема этого пути была даже не в том, как разгромить ирландцев, а в том, как содержать в Ирландии большую армию на постоянной основе. Ибо а) армия стоит денег; б) ее надо чем-то кормить, а в Ирландии, как в Причерноморье XVII века – земля (по мнению англичан) вокруг плодородная, но население живет грабежом.

Путь второй (путь слова, word trace) : находим каким-то образом «добрых, мирных ирландцев» , которых расселяем на отвоеванных у всяких Джеральдинов, О»Конноров, О'Брайанов, Батлеров и прочих О'Нилов землях, создаем так называемую «черту оседлости» , охраняем их, только пусть пашут, сеют и платят налоги. Проблема этого пути - нужно очень много денег, причем не единовременно, а на постоянной основе.

Согласно английским воззерниям коренные ирландцы жили набегами потому, что не возделывали землю. Вот если бы возделывали, и пользовались плодами ее - были бы кроткими, добрыми, состоятельными и перестали бы думать о всяких набегах.

Так появилась идея ирландских «плантаций ». Слово « plantation » в английском языке многозначно – это далеко не только ферма в тропиках для выращивания хлопка, табака или сахарного тростника рабами-неграми. Оно может переводиться как «колония » или «поселение », но самый старый перевод – это посадка семян или саженцев . Таким образом, англичане по их мысли старались засеять Ирландию «добрым и вечным» , что дало бы всходы к вящей славе и англичан, и ирландцев.

Первые попытки были сделаны при короле Эдуарде VI , однако... оказалось, что ирландцы английских поселенцев вырезают под ноль, а со своих, ирландских, требуют «черную дань». По сути, так же как и алжирские пираты, ирландские бароны требовали платы за ненападение. Но ненападение - это неточно. Ибо если им по какой-то причине денег не хватало - могли и напасть. Защитить эффективно «плантации » английские войска не могли – дело в том, что по маленьким селениям разбросаны небольшие гарнизоны, и зоны их ответственности - очень большие. По идее нужно опираться на местных союзников, но это они сегодня союзники - а завтра противники.

В результате Филипп Испанский (будущий король Испании Филипп II) предложил эксперимент, чтобы определиться с тем, какой из путей выбрать. Мысль была следующей: отвоевываем у кланов О'Мур и О'Коннор местности Лиишь (Laois ) и Оффали, 2/3 земли отдаем английским переселенцам; на 1/3 заселяем лояльных ирландцев, если найдем. Ведем дневник наблюдений и смотрим на результаты. Потом делаем выбор в пользу одного или второго пути.

Надо сказать, что идея преобразований встретила весьма мало сочувствия как среди англичан, так и среди ирландцев и англо-ирландской знати. Что касается Лордов-Заместителей (Lord Deputy ) короля в Ирландии – они очень интересно распорядились выделенными средствами. Симптоматично, что в 1540-х они в основном тратили деньги на подкуп ирландской знати, а в 1560-х – в основном на укрепление Пэйла и английских владений.

Тем не менее, жителям местностей Лиишь и Оффали предложили выбор – либо переселение на собственную треть, если они готовы оставаться лояльными короне подданными, либо – добровольный уход в другие области Ирландии. Саму местность назвали «Графством Королевы» , и основали город Мэриборо (ныне – Порт-Лише), который стал столицей края. Естественно, это вызывало жесточайшую гражданскую войну внутри областей, ирландцы нападали на фермы, на караваны с зерном и товарами, устраивали засады на мелкие английские отряды. По сути, эксперимент закончился пшиком, небольшая английская колония, сосредоточенная у Мэриборо, постоянно терпела лишения и проблемы.

Ирландские источники, говоря об этом конфликте, очень часто высказываются в том ключе, что англичане вели «войну на уничтожение», но касательно Лииша и Оффали это не так. Как мы уже говорили выше, это был эксперимент, где на части земли располагались английские поселенцы, а на другой части – ирландские.

Хотя финансирование «плантаций» было включено на широкую ногу, совершеннейшим сюрпризом и для королевы Мэри, и для Филиппа Испанского стало то, что английские фермеры просто не хотели ехать в Ирландию. Ирландия среди англичан того времени считалась чем-то сродни русскому «фронтиру» на Дону и в Причерноморье, где вероятность быть убитым во время очередного налета ирландцев или из-за угла каким-нибудь отрядом англо-ирландского дворянина была зашкаливающее велика.

Часть же фермеров, купивших право на землевладение в Ирландии, ехать туда не стали, а наняли для обработки земли самих ирландцев, поскольку им «житье в Ирландии привычнее» . В результате вместо поступлений денег от арендной платы и налогов Мария и Филипп получили только лишнюю головную боль, и какую-то финансовую воронку, куда деньги уходили в огромных количествах и растворялись без следа. Более того, колонисты после нескольких налетов ирландцев сами превратились в люмпен-пролетариат, стали сколачивать банды и ганзы, и нападать и на ирландских соседей, и на английский Пэйл с целью угона домашнего скота.

Добавим сюда непрекращающиеся между ирландцами местечковые войны, и тогда картина будет полной.

https://fitzroymag.com/right-place/korolevskie-opyty-po-kolonizacii/