Найти тему
eNewsmd.online

Шаповалов: Президент толкает страну к хаосу и гражданскому противостоянию

Итак, вся страна в очередной раз увидела, что президент Майя Санду с момента вступления в исполнение своего мандата 24 декабря 2020 года, с маниакальной упёртостью, при поддержке послов США Дерека Хогана и Европейского союза Петера Михалко, а также при содействии Конституционного суда Молдовы, состоящего из граждан Румынии, пытается ввергнуть страну в хаос досрочных парламентских выборов, передает eNews.

В декабре Санду и её соратники-разрушители, опять таки при активном вмешательстве западных послов сделали всё, чтобы отправить в отставку правительство социалистов во главе с Ионом Кику. Единственное правительство за последние 10 лет, которое что-то делало для страны. В результате амбиций новоиспечённого президента в стране наступил полный хаос. И это в условиях набирающей обороты пандемии.

Потом Санду почти 2 месяца не предлагала правительство, пытаясь через Конституционный суд найти возможность распустить парламент, не выдвигая правительство. Потом началось низкопробное шоу с выдвижением Гаврилицы. Она же выдвинула Гаврилицу, не имея голосов в парламенте, убрала через шантаж Марианну Дурляштяну, пыталась разрушить парламентское большинство. Она же растянула процесс выдвижения премьера, игнорируя кандидатуру большинства. И все для одной цели-досрочных выборов на фоне полной пандемии коранавируса.

Её друзья, соратники-однпартийцы из различных государственных структур участвуют в действиях по повышению цен на бензин и электроэнергию и т.д. Всё это ещё больше дестабилизирует положение в экономике и углубляет экономический кризис. Понятно, что было бы у руля страной полноценное правительство Кику, сегодня не было бы такой плачевной ситуации.

Для того чтобы добиться внеочередных парламентских выборов, Санду в итоге предложила два правительства из своих товарищей по партии ПСД, под руководством своих заместителей Гаврилицы и Гроссу. Оба выдвижения проводились с нарушениями, но главное заключается в том, что депутаты ПДС не собирались и сами голосовать за правительства Гаврилицы и Гроссу, и призывали к этому своих партнёров. В обоих случаях это была одна и та же программа, и один и тот же состав предлагаемых министров. Значит эти выдвижения были фиктивные, для того чтобы исчерпать положенные по Конституции две попытки утвердить правительство, и в результате этого распустить парламент.

Зачем Санду хочет распустить парламент? А пять месяцев её провального премьерства в 2019 году показали, что Санду и её команда не могут управлять страной, что они не умеют и не хотят договариваться ни с политическими противниками, ни со своими единомышленниками и партнёрами. Санду нужна единоличная власть. Она ни с кем делиться ею не собирается. Ну не могут «гарвардские ребята» управлять страной, если вся власть не сконцентрирована в одних руках.

Втрое. Задача соросовско-госдеповской «команды» Санду не управление страной, а создание условий для полной потери Молдовой своего суверенитета и независимости. Передача страны под полное внешнее управление заокеанским кукловодам. Создание условий для очередной конфронтации с Россией.

В молдавской прессе открыто пишут, что "спецоперацию Дурлештяну" разработал и провернул посол США Дерек Хоган. В спецоперацию был включен финансируемый американскими и европейскими структурами информационный портал, который накануне раунда консультаций выдал статью про квартиры Дурлештяну в Лондоне и её бизнес. Этот портал и на президентских выборах вбрасывал различный компромат против Игоря Додона.

Говорят, что 11 марта посол США Дерек Хоган встречался с лидером ПСРМ Игорем Додоном, и сразу после него поехал в президентуру к Майе Санду. О встрече американского посла с молдавским президентом официально не сообщалось (хотя его машина была зафиксирована журналистами на территории президентуры), что говорит о тайном её характере.

Когда между парламентом и президентом, по вине последней возник серьезный конфликт, Дерек Хоган неоднократно высказывался по ситуации в стране. Он явно поддержал одну из сторон, президента, и фактически повторял то, что ранее говорила молдавскому обществу Майя Санду. Хотя, скорее всего это Санду повторяла то, что говорил посол.

Поскольку в парламенте была консолидированная позиция по выдвижению Дурлештяну – президент обязана была выполнять Конституцию. Разузнав о возможных вариантах действий большинства у Игоря Додона, американский дипломат направился к своей подшефной.

После беседы с Дереком Хоганом президент Санду неожиданно объявила о консультациях с парламентскими фракциями, с теми самыми «коррупционерами и преступниками», с которыми она обсуждать что-либо уже отказывалась. Видимо она уже забыла, что эти же депутаты 8 июня 2019 года утвердили её главой правительства. Тогда эти депутаты были не коррупционеры, а честные и порядочные.

Встречи с депутатами были запланированы на 16 марта. И на них ясно проявилась суть новой тактики, следовать которой Майя Санду начала после беседы с американским дипломатом. Парламентские фракции приняли консультации за чистую монету: наконец президент одумалась и решила действовать в соответствии с Конституцией.

Лидеры фракций после встреч с президентом активно комментировали свое видение выхода из возникшего политического тупика. Сигналом, указывающим на то, что консультации – имитация, а депутатов используют втемную, было заявление Марианны Дурлештяну. В строго определенное время, когда уже шли консультации с ПСРМ, бывший кандидат в премьеры написала в социальных сетях, что она снимает свою кандидатуру. То есть во время «консультаций» ситуация резко изменилась, у президента оказались развязаны руки.

Если бы Майя Санду хотела на самом деле действовать в духе Конституции, то она должна была назначить вторую серию консультаций. Вдруг депутаты предложат новую, поддержанную большинством, кандидатуру на пост премьер-министра. Но президент этого делать не стала и провернула явно заготовленную заранее комбинацию - выдвинула кандидатом на должность премьер-министра Игоря Гросу, своего зама по партии и единомышленника - сегодняшнего председателя ПДС.

Такое не могло быть спонтанным действием. Санду заранее знала, что произойдет отказ Дурлештяну быть кандидатом. Случайностей не бывает. Дурлештяну заявила о своем решении ни до консультаций, ни после них. А именно в тот момент, когда можно застать всех врасплох и предоставить президенту карт-бланш. Причём она публично на одном из телеканалов заявила, что заранее написала свой пост с отказом и запрограммировала время его публикации – 15.35, когда Игорь Додон со своими замами был у Санду, и ничего уже предпринять не мог.

Наблюдатели за этими политическими баталиями говорят, что можно с достаточной степенью уверенности предполагать, что «корректировка» позиции Майи Санду произошла после встречи с послом США в Молдове Дереком Хоганом. Сценарий с фиктивными консультациями, отказом от роли кандидата в премьеры Марианны Дурлештяну, появлением разоблачающих материалов на подконтрольном американскому посольству портале, молниеносным указом о выдвижении Игоря Гросу очень напоминает хорошо продуманную и реализованную спецоперацию. Ее целью являются досрочные выборы в парламент и победа на них партии Майи Санду. Победа, дающая полный контроль над законодательным органом и страной силам, подконтрольным Западу.

Ну и потом, вполне ожидаемо, Конституционный суд подыграл Санду, признав выдвижение Игоря Гроссу конституционным. Не сомневаюсь, что и после полного провала Гроссу в парламенте, Майя Санду потребует роспуска парламента, и обратится с этим предложением в подконтрольный ей и румынским дипломатам «молдавский» Конституционный суд.

7. Что будет дальше?

Всё что угодно. Политическая нестабильность будет только нарастать.

Аналитики считают, что постановление КС может примерить стороны – стать эдаким соломоновым решением, а это означает, что досрочные парламентские выборы нежелательны. Ход событий, полагают эксперты, приведет к ситуации, когда глава государства, хочет она того или нет, организует еще одну встречу с парламентскими фракциями и группами, чтобы спросить депутатов, что делать с законодательным органом нынешнего созыва.

Те, кто настаивает на сценарии досрочных парламентских выборов, должны понимать фундаментальный аспект, что на самом деле Конституционный суд может не согласиться с роспуском законодательного органа, и в этом отношении есть очень уместный аргумент.

Роспуск парламента – это санкция, наложенная на парламент за неспособность или нежелание утверждать правительство. Но, действующий парламент хочет утвердить кабинет министров, в нём есть большинство и кандидат, которого оно поддерживает.

В решении КС от 2013 года говорится, что этот трехмесячный срок применяется к ситуации, когда парламент не мог утвердить правительство. Но этот срок не применяется к ситуации, когда законодательному органу не была предоставлена возможность утвердить кабмин, поэтому суд может не констатировать обстоятельств для роспуска.

К тому же есть рекомендации Венецианской комиссии, которые говорят, что если в парламенте есть большинство и кандидат в премьеры, то президент не может распустить законодательный орган, Санду должна провести консультации с парламентским большинством.

Даже если и будет распущен действующий парламент и пройдут досрочные выборы, это ещё не значит, что ситуация в стране как-то изменится, стабилизируется. Досрочные парламентские выборы не выведут Республику Молдова из политического и экономического кризиса. Маловероятно, что таким способом можно будет преодолеть политические и экономические проблемы. С учётом Конституции и закона о выборах они пройдут в начале лета. И в этом случае электоральный барьер возьмут три или четыре политформирования, и ни одно из них не будет иметь абсолютного большинства, чтобы выдвинуть собственного кандидата на пост премьер-министра.

Скорей всего в будущий законодательный орган войдут депутаты от четырех политических сил: Партия социалистов (ПСРМ), партия "Действие и солидарность" (ПДС), партия "Шор" и "Наша партия". В этих условиях сторонам придется сесть за стол переговоров, чтобы сформировать коалицию, что вызовет новые разногласия между ними. Политическая и экономическая ситуация в таких условиях в стране не улучшится. Своими действиями парламентская оппозиция и президент Санду спровоцировали новый кризис, и 2021 год будет сложным для страны и с политической, и с экономической точки зрения.

Реально могут быть осуществимы следующие четыре сценария.

Первый – самый разумный вариант в сложившейся ситуации - президент Майя Санду подписывает указ о выдвижении кандидатуры Владимира Головатюка на пост премьер-министра, а парламентское большинство утверждает новое правительство и оно работает до окончания срока полномочий действующего парламента или до того срока, который будет приемлемым в условиях пандемии и экономического кризиса. Но этот срок должны будут определить сами депутаты. Всё-таки Молдова по Конституции парламентская страна.

Вторым сценарием является вариант, при котором ничего не происходит, ситуация остается неизменной, сегодняшнее временное правительство действует до очередных парламентских выборов, которые состоятся в 2023 году. Конституционный суд может принять решение и передать полномочия президента другим ведомствам. Или инициируется изменение Конституции 34 депутатами. Они обращаются в Конституционный суд и осенью вносятся поправки в Конституцию.

Согласно третьему сценарию, все проблемы решаются "на улице", в ходе массовых акций протеста. Это "майдан", хаос, дестабилизация ситуации. К протестам призывают некоторые политики, которых сейчас нет в парламенте - Ренато Усатый, Марк Ткачук. Они надеются, что на протестной волне пройдут в парламент. Майя Санду и её сторонники, естественно также будут активными организаторами антипарламентских выступлений. Но, это путь в никуда, вернее это путь к гражданской войне с абсолютно непредсказуемыми последствиями.

Ну и, четвёртый сценарий – досрочные парламентские выборы. Но в этом случае точку в споре между президентом и парламентом должен поставить Конституционный суд. По идее он не должен согласиться с предложением президента распустить парламент. Если же КС вопреки здравому смыслу, рекомендациям Венецианской комиссии и самой Конституции, поддержит Санду в роспуске парламента, то остаётся только одно средство. Народ должен защитить законно избранный парламент, а Конституционный суд по примеру предшествующего продажного состава должен самораспуститься. Выборы во время пандемии это преступление.

Борис Шаповалов

Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd . Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.