Найти в Дзене

Старая Англия оказалась вовсе не доброй. Книга Е. Коути “Недобрая старая Англия”

Не знаю, как у вас, а у меня при словах “викторианская Англия” всегда перед глазами возникает устойчивая картинка: живописные зелёные пейзажи, богатые поместья и уютные коттеджи, кишащие девицами на выданье в платьях стиля ампир и джентльменами с разным уровнем годового дохода, респектабельные дворецкие, добропорядочные священники, добродетельные слуги, душки-офицеры в красных мундирах и прочие мистеры Дарси. Всё это разбавляется бесконечными балами, прогулками в ближайший городок, путешествием с экскурсионными целями в какое-нибудь графство, желательно поживописнее, а то и в сам Лондон. Безусловно, имеется и приправа – небольшие семейные скандалы.

Виновата в таком восприятии викторианской Англии, конечно, Джейн Остин, и никто другой. Это её романы, а потом и их экранизации сбили с толку человечество. Но, слава богу, в писательской тусовке появилась совестливая женщина по имени Екатерина Коути и раскрыла нам глаза на эту самую “прекрасную” Англию.

Екатерина Коути
Екатерина Коути

Коути, Екатерина. Недобрая старая Англия. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. – 320с. – (Окно в историю).

Екатерина Коути – американка, живёт в Техасе, там же и преподаёт историю. Но писатель она русскоязычный, потому как родилась, выросла и выучилась в Казахстане, а в США оказалась по лирической причине – вышла замуж. Ч асто приезжает в Россию и встречается с читателями.

По образованию Коути историк и филолог, причём специализируется она как раз на ней – викторианской Англии, так что всем кошмарам, про которые она рассказала в своей книге, можно верить.

-2

Первым делом Коути предложила читателям заглянуть в кварталы, где проживала лондонская беднота, - в знаменитый Ист-Энд. Поверьте, экскурсия автора по трущобам, ночлежкам, работным домам, описание амбре, царящего здесь, и реалий холерной эпидемии впечатляют невероятно.

Далее Коути повествует, чем, собственно, эта беднота занималась, добывая себе пропитание. Тоже информация не для слабонервных, в особенности в той части, где рассказывается о детском труде и профессиональных болезнях. По всей видимости, это был второй этап войны власти против своего народа после огораживания.

Ну, про семейные отношения и права, точнее, отсутствие оных у женщин, дамам вообще лучше пролистать на скорости. Лично меня совершенно деморализовала история о супруге члена парламента, у которой на улице украли кошелёк. Воришку поймали, и потерпевшая с обвиняемым оказались в суде. Знаете, в чём обвинили вора? В том, что он украл у миссис Х кошелёк, принадлежащий мистеру Х. То есть, и у супруги члена парламента своей собственности не могло быть по определению. Даже то, что на ней было надето, принадлежало её мужу.

Строго следуя логике, далее Коути переходит к описанию системы английского правосудия викторианской эпохи. Дети, укравшие несколько хворостин в лесу помещика, подвергались смертной казни. Нет, их не лесничий в гневе мог прибить, а всё строго по закону: ловили, сажали, судили, вешали. Это, собственно, всё, что можно сказать об английских законах, но Коути не удержалась и описала ещё тюрьмы, плети, колодки и прочие прелести “старой доброй Англии”.

На сладкое автор оставила такие “леденцы”, как детская проституция, рабство, нетрадиционалы и тому подобное непотребство в полной сборке.

Одним словом, картину автор нарисовала страшненькую и сильно неприглядную, в прах разметав мою викторианскую идиллию. Но, с другой стороны, она специалист, ей видней…