Найти тему
ВЭДсовет

Авария в Суэцком канале: что будет дальше?

Оглавление
Пробка в Суэцком канале
Пробка в Суэцком канале

Одним из главных событий в мировой экономике на текущей неделе стала авария суперконтейнеровоза в Суэцком канале. Судно размером в 4 футбольных поля село на мель, наглухо перегородив одну из главных мировых судоходных артерий.

400-метровое судно Ever Given (для сравнения ширина Суэцкого канала – около 350 м.) грузоподъемностью 224 тыс. тонн село на мель на 151-м километре торгового пути. Суэцкий канал заблокирован третий день, по обе стороны водной артерии застряло 230 судов. В морской «пробке» оказалось товаров на сумму более $10 млрд .

Суэцкий канал – один из самых загруженных торговых путей в мире. Через него проходит около 12% всего мирового товарооборота, около 10% объёма – энергоносители. Дневная мощность древнейшей рукотворной водной артерии составляет 160 судов. Через Суэцкий канал пролегает треть торговых маршрутов из Азии к Восточному побережью США (остальное транспортируют через Панамский канал).

Погода или диверсия?

Эксперты ломают голову, пытаясь понять причину коллапса. Авария ли это из-за сильного ветра ? – об этом официально заявила тайваньская компания Evergreen, владелец судна. Политическая ли диверсия? – на такую мысль наводят и странный маршрут судна перед блокировкой канала (по данным трекинговый службы котейнеровоз «начертил» в море характерную фигуру , в чём участники рынка углядели своеобразное послание), и последовавший за аварией рост цены на нефть (уже в первые сутки после блокировки баррель подорожал на 2%). Сказать более точно можно будет лишь после расследования инцидента.

Как бы там ни было, последствия суэцкой аварии для мировой торговли уже оценивают в $400 млн в час (по оценке Lloyd’s List, компании, которая специализируется на статистике по судоходству).

По последним данным, представленным операторами канала, работы по восстановлению движения продлятся по меньшей мере до 31 марта – сейчас на месте работа е т экскаватор, который откапывает контейнеровоз (пользователи соцсетей уже назвали его «маленький экскаватор, спасающий мировую экономику» фото ). По версии сторонних экспертов , вызволение контейнеровоза может растянуться и на недели.

Если судно не удастся снять с мели в ближайшее время, остановка движения по каналу станет самой продолжительной за последние 50 лет.

ВЭДсовет поинтересовался у экспертов, каки е перемены ожида ю т рынок мировой торговли на фоне суэцкой аварии.

Источник: @rogozin_do
Источник: @rogozin_do

Железнодорожный контейнерный сервис как альтернатива морю

Начальник информационно-аналитического отдела компании «Модуль» Марина Овсянникова:

– События ночи на 24 марта в Суэцком канале, связанные с контейнеровозом Ever Given, из-за беспрецедентности даже успел и обрести собственную страницу в «Википедии» . Весь мир наблюдает за операцией, которая может занять дни и даже недели. Данная ситуация оказывает влияние на всю мировую торговлю: на кого-то уже, а для кого-то будет отложенный эффект, так как данный форс-мажор внесёт серьёзные корректировки в цепочки поставок и прямо, и косвенно.

Компания «Модуль» относится как раз ко вторым: мы внимательно следим за развитием событий и пытаемся просчитать потенциальные риски для наших клиентов, своевременно предложив альтернативные решения. Например, в апреле мы планируем запустить транзитный железнодорожный контейнерный сервис Находка-Новороссийск . Пилотный поезд доставит транзитные грузы из Азиатских стран прямо к Чёрному морю для дальнейшей отправки контейнеровозами Maersk.

Выиграют те, кто вовремя перестроится

Директор компании, специализирующейся на контейнерных перевозках Seven Stars Shipping (Эстония) Константин Ивахненко :

– На данный момент никто не знает, что будет дальше, сколько это продлится и к каким событиям или последствиям ситуация приведёт. Она чем-то похожа на начало прошлого года, когда казалось , что история с коронавирусом долго не продлится.

Если канал будет закрыт ещё неделю или две, то последствия могут быть намного серьёзнее, чем нехватка порожних контейнеров, «застрявших в США» и произошедший после этого резкий рост ставок на импорт из Азии.

Представьте себе, что следующие 2 недели не будет никаких отправок и приходов контейнеров морем в Европе и Азии , а потом несколько месяцев сбитых расписаний, простоев судов и аврального разгребания завалов на терминалах, недостаток машин и заторы на границах… Сначала будет провал у всех, так как ни получить, ни отправить контейнеры будет нельзя, а после открытия начнётся авральный спрос на все виды сопряжённых услуг. Как следствие – рост цен , и выиграют те, кто сможет это переварить . В проигрыше скорее всего окажутся конечные клиенты, на которых лягут все дополнительные расходы. Причём это ещё не самый негативный сценарий. Такого с контейнерной индустрией ещё не случалось ни разу.

В глобальном мире другие виды перевозок сразу чутко реагируют – в этом все убедились в ноябре-декабре , когда начали расти фрахты Китай - США. Очень быстро начался рост везде, в том числе по ж/д из Китая и морем на Владивосток.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !