Найти в Дзене
Немного истории

Герой Советского Союза летчик-истребитель Павел Рычагов

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Павел Васильевич Рычагов.
Павел Рычагов является, несомненно, одной из самых трагических фигур в истории советских ВВС. Блестящий пилот, прекрасный летчик - истребитель, бесстрашный мужественный воздушный боец, он в воздушных боях достиг многих побед и заслужил высокие награды. Однако, получив в возрасте 29 лет досрочно генеральские звания и
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Павел Васильевич Рычагов.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Павел Васильевич Рычагов.

Павел Рычагов является, несомненно, одной из самых трагических фигур в истории советских ВВС. Блестящий пилот, прекрасный летчик - истребитель, бесстрашный мужественный воздушный боец, он в воздушных боях достиг многих побед и заслужил высокие награды. Однако, получив в возрасте 29 лет досрочно генеральские звания и высшие командные должности, Павел Рычагов остался лихим атакующим бойцом, максимум командиром истребительного полка или дивизии, и не смог руководить ВВС Красной Армии. За допущенные недостатки и ошибки в работе Павел Рычагов был отстранен от должности, а позднее арестован и расстрелян.

Павел Васильевич Рычагов родился 2 ноября 1911 года в деревне Нижние Лихоборы Московской области, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал на фабрике упаковщиком. С 1928 года служил в рядах Красной Армии. Окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу летчиков и Борисоглебскую летную школу. Получил назначение в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады, служил младшим летчиком. В 1933 году он стал командиром звена, а через несколько месяцев возглавил авиаотряд и вывел его в передовые. За личные успехи по освоению новой авиатехники 25 мая 1936 года старший лейтенант П. В. Рычагов был награжден орденом Ленина.

Старший лейтенант П.В. Рычагов вместе с летчиками на аэродроме. 1936 год.
Старший лейтенант П.В. Рычагов вместе с летчиками на аэродроме. 1936 год.

С 20 октября 1936 года по 6 февраля 1937 года участвовал в боевых действиях гражданской войны в Испании в должности командира 1-й авиационной эскадрильи, а затем и 26-й группы истребителей И-15.

Истребитель И-15. На таком истребителе воевал в Испании Павел Рычагов.
Истребитель И-15. На таком истребителе воевал в Испании Павел Рычагов.

Имел псевдоним "Пабло Паланкар", старший лейтенант П. В. Рычагов возглавлял одно из подразделений этой группы, действующей в районе Мадрида. 4 ноября 1936 года группа Рычагова провела первый бой. В этот день летчики совершили 4 боевых вылета, сбив 2 бомбардировщика и 3 истребителя, а командир группы открыл счет своих побед. На следующий день группа сбила еще 1 бомбардировщик и 3 истребителя. 6 ноября Рычагов одержал 2 воздушные победы. Воздушные бои над Мадридом были тяжелыми, только 7 ноября советские летчики - истребители совершили более 100 вылетов. 16 ноября 1936 года 13 советских летчиков вели бой с большой группой вражеских самолетов, противник потерял 5 машин и повернул назад. Потери республиканской авиации составили 2 самолета. В этом бою Павел Рычагов сбил одну машину, но и его "Чайка" была повреждена стрелком "Юнкерса". Покинув самолет, он приземлился на парашюте в самом центре Мадрида. Восторженные испанцы на руках донесли Рычагова к автомобилю, доставили в госпиталь.

В ходе боев в Испании Павел Рычагов выполнил около 80 боевых вылетов, имел боевой налет 105 часов, сбил лично 8 самолетов противника и 15 групповых побед. Сам трижды был сбит, но каждый раз спасался на парашюте. 31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор, и был назначен командиром 65-й истребительной эскадрильи.

Павел Рычагов участвовал в национально-освободительной войне в Китае с декабря 1937 года по апрель 1938 года под псевдонимом "генерал Баталин", был старшим военным советником по использованию советской авиации. В Китае он сам не летал, под его руководством был осуществлен ряд налетов на японские аэродромы в Ханьчжоу и Тайване. Разгром базы ВВС на Тайване 23 февраля 1938 года, где было уничтожено около 50 самолетов и 3-месячный запас топлива, на месяц остановил работу аэродрома, оттуда не взлетали самолеты. За эту командировку Павел Рычагов был награжден орденом Красного Знамени.

14 апреля 1938 года Павлу Рычагову было присвоено воинское звание комбриг и он был назначен командующим ВВС Московского военного округа, но вскоре получил новое назначение - командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта. В состав ВВС группы входили три авиационные бригады (48-я штурмовая, 69-я истребительная и 25-я скоростная бомбардировочная), несколько отдельных разведывательных эскадрилий, около десяти отдельных отрядов и звеньев. Рычагову до этого не приходилось командовать такой крупной авиационной группировкой, и он предложил нанести массированный удар по врагу. 6 августа 1938 года в 16 часов под прикрытием истребителей первые эскадрильи наших бомбардировщиков появились в оборонительной полосе неприятеля. Несмотря на плотный огонь японских зенитных батарей, самолеты снижались до 300 метров и в упор громили вражеские позиции. Командующий советской группировкой В. К. Блюхер, наблюдавший с КП за действиями авиации, сообщил по прямому проводу Наркому обороны К.Е. Ворошилову, что сопка Заозерная "производит впечатление не только взрытой, но буквально скальпированной". Массированные удары авиации тогда во многом определили успех советских войск.

За участие в боях в районе озера Хасан Павел Васильевич Рычагов был награжден вторым орденом Красного Знамени. В сентябре 1938 года, после расформирования управления Дальневосточного фронта, Рычагов был назначен командующим ВВС 1-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии. 9 февраля 1939 года получил звание комдива. Участвовал в советско - финской войне, командуя ВВС 9-й армии Северо - Западного фронта. Награжден третьим орденом Красного Знамени. 4июня 1940 года Павлу Рычагову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В августе 1940 года он был назначен начальником Главного управления ВВС РККА, в декабре 1940 года членом Главного военного совета РККА, а в феврале 1941 года заместителем наркома обороны СССР по авиации. Такой вот стремительный должностной взлет в возрасте 29 лет, а за спиной всего-то одногодичная Ленинградская военно - теоретическая школа ВВС и также одногодичная 2-я Борисоглебская военная школа летчиков им. Осовиахима. Позднее были еще краткосрочные курсы при военной академии. Павел Рычагов был прекрасным пилотом и храбрым воздушным бойцом, но для руководства ВВС РККА этого оказалось явно мало. Нужны были специальные знания и опыт штабной организационной работы.

В декабре 1940 года состоялись сборы высшего командного состава ВВС. на которых Павел Рычагов выступил с докладом "Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе". Рассматривая вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками, Рычагов высказался за децентрализацию ВВС, разделенных на авиацию армейского и фронтового подчинения. С такой постановкой вопроса ряд военачальников не согласился, считая, что это приводит к ослаблению ВВС, и, как оказалось, правильно. В мае 1942 года по опыту войны в ВВС РККА были образованы воздушные армии, объединившие ВВС фронтов и ВВС армий, в общевойсковой армии осталось небольшое количество легких связных самолетов.

В начале зимы 1940-41 годов Рычагов издал приказ о полетах исключительно с колесного шасси. В целом идея этого распоряжения была разумной, но реализовать ее не смогли, и в результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация практически перестала летать.

Особое место в организации подготовки летно-технического состава перед войной занимал секретный приказ Народного комиссара обороны СССР С. К. Тимошенко № 0362 от 22 декабря 1940 года "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом ВВС Красной Армии". Проект приказа был обсужден и одобрен на заседании Главного военного совета 7 декабря 1940 года. С докладом по обоснованию необходимости предлагаемых преобразований в авиации выступил начальник Главного управления ВВС П. В. Рычагов.

Приказ № 0362 относил весь командный, штурманский и технический состав от авиационного звена (отряда) и ниже к категории младшего начальствующего состава и все должности в них должны были замещаться сержантами и старшинами. Авиационное звено соответствует роте пехоты и ей равным. Командир роты пехоты и командир авиационного звена имели звание по должности - старший лейтенант. С 22 декабря 1940 года с выходом указанного приказа наркома во всех видах Вооруженных Сил все сохранилось, а в авиации эти должности и ниже замещались сержантами и старшинами. Все авиационные школы и училища, выпускавшие ранее младших лейтенантов и младших воентехников, начали выпускать сержантов. А чтобы у будущих летчиков не было лишних сомнений и размышлений, принцип добровольности при наборе в авиационные училища был отменен, и курсантов стали набирать из числа призывников. Таким образом решили экономить государственные деньги на денежное довольствие и проживание офицеров - выпускников летных училищ.

Тут стоит на минутку остановиться. В армиях всего мира набор в ВВС был только добровольным, летный состав по мобилизации никто никогда не набирал. Подневольный летный состав мог просто разлететься в разные стороны. Теперь дальше - необычайно высок перед войной был авторитет военных летчиков среди молодежи, все стремились туда. Представьте себе простой пример - четыре парня, выпускники средней школы, хотят быть кадровыми военными, защитниками своей Родины, и поступают в средние военные училища - пехотное, артиллерийское, танковое и летное. Учатся один год, и после успешной сдачи экзаменов получают новую красивую офицерскую форму и воинские звания - младший лейтенант пехоты, младший лейтенант артиллерии, младший лейтенант бронетанковых войск. А после летного училища выпускник получает звание сержант. Офицеры получают денежное довольствие, могут жениться и жить с семьей на квартире вне части, а сержант живет только в казарме, имеет строгую дисциплину и утреннюю и вечернюю поверку, а также строевые занятия, и отслужить так придется четыре года. Никакой семьи.

В приказе №0362 есть такой пункт "Получая по окончании школ и училищ звание младшего лейтенанта и младшего воентехника, лейтенанта и воентехника 2 ранга, пилоты и авиамеханики приобретают все права начсостава, в том числе право жить вне казармы, на отдельной квартире и иметь при себе семью. Практика показала, что внеказарменное размещение летно-технического состава по квартирам с семьями наносит величайший вред боевой подготовке летно - техничеcкого состава и боеспособности всей нашей авиации". То есть в других видах Вооруженных Сил внеказарменное проживание офицеров в мирное время вместе с семьей не приносит вред, а в авиации приносит.

В соответствии с новыми штатами в звеньях все должности до командира эскадрильи занимали сержанты и старшины. Командир звена имел воинское звание старший сержант - старшина, пилоты имели звание старшего сержанта и сержанта. В бомбардировочной и разведывательной авиации стрелок - бомбардир звена имел звание старший сержант - старшина, механики авиационные в звене имели звания от сержанта до старшины технической службы. С началом войны в строевые части начали поступать из летных школ и училищ сержанты по всем летным и техническим специальностям. Они выполняли те же обязанности, что и находившиеся в полках средние командиры - младшие лейтенанты и лейтенанты, выпускники тех же учебных заведений и обучавшиеся по тем же программам. Положение сложилось необычное, когда сержант и средний командир занимали одинаковые должности, но имели разные права. В ходе войны в связи с большими потерями летчиков и штурманов и формированием новых частей возникла проблема кадров и летчики, имевшие боевой опыт, в звании сержант - старшина назначались на должность командира эскадрильи со штатным званием старший лейтенант - капитан и им подчинялись летный и технический состав в званиях средних командиров. Все перемешалось, младшие командовали старшими. Многие советские асы, в том числе ас №1 Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, начали войну сержантами. Жизнь показала, что приказ № 0362 не отвечал интересам укрепления ВВС и 6 января 1943 года Нарком обороны И. В. Сталин отменил этот приказ, было восстановлено прежнее положение, и курсантам авиационных училищ и школ при их окончании вновь стали присваивать звания младшего лейтенанта, младшего воентехника.

В 1940 году аварии и катастрофы в ВВС РККА все более увеличивались из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы. Однако П.В. Рычагов вместо исправления ситуации пытался скрыть от проверки партийных органов отсутствие порядка и недисциплинированность в ВВС. Тяжелая катастрофа имела место 23 января 1941 года, при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека экипажа самолетов. Начальник Главного Управления ВВС РККА П.В. Рычагов пытался скрыть эту катастрофу от правительства. Далее, при перелете 27 марта 1941 года 12 самолетов ДБ-ЗФ с аэродрома завода №18 в г. Воронеже в 53-й авиаполк, когда начальник отделения оперативных перелетов штаба ВВС РККА полковник Миронов В.М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет. В результате этого распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибли 6 человек и 3 человека получили ранения. Это происшествие П.В. Рычагов пыталься скрыть, прибегая к помощи наркома обороны. И это не единственные случаи.

Вопиющий случай беспорядка, немыслимого нарушения дисциплины и существующих правил полетов, произошел в 29-й авиационной дивизии - пропал самолет под управлением командира звена младшего лейтенанта Кошляка М.В., а командование дивизии и руководство ВВС не предприняло серьезных мер к розыску пропавшего летчика. Через двадцать дней лейтенант Кошляк был случайно обнаружен в кабине самолета замерзшим. Из оставленных им писем видно, что летчик после посадки был здоров, жил 8 - 9 дней, последнее письмо им было написано на 8 - е сутки после посадки. В письме написано, что он пытался найти населенный пункт, но из-за глубокого снега был вынужден вернуться к самолету. Летчик Кошляк умер от голода и холода. Поскольку самолет Кошляка был обнаружен случайно при учебном полете недалеко от населенного пункта, очевидно, что при принятии ВВС или 29-й авиационной дивизией элементарных мер по поискам самолета, М.В. Кошляк был бы спасен.

В результате 9 апреля 1941 года вышло "Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР:
1. Снять т. Рычагова с поста начальника ВВС Красной Армии и с поста заместителя наркома обороны, как недисциплинированного и не справившегося с обязанностью руководителя ВВС.
2. Полковника Миронова предать суду за явно преступное распоряжение, нарушающее элементарные правила летной службы.
3. Исполнение обязанностей начальника ВВС Красной Армии возложить на 1-го заместителя начальника ВВС тов. Жигарева.
4. Предложить наркому обороны т. Тимошенко представить в ЦК ВКП(б) проект постановления Главного военного совета в духе настоящего решения - для рассылки в авиационные дивизии, полки, школы, в виде приказа от Наркома.

Объявить выговор наркому обороны т. Тимошенко за то, что в своем рапорте от 8 апреля 1941 г. он по сути дела помогает т. Рычагову скрыть от ЦК ВКП(б) и СНК СССР недостатки и язвы, имеющие место в ВВС Красной Армии."

Павел Рычагов был освобожден от занимаемой должности и направлен на учебу в Академию генерального штаба. Вскоре произошло еще одно неприятное событие. 15 мая 1941 года германский внерейсовый самолет Юнкерс - 52 вторгся в советское воздушное пространство. Миновав все посты ПВО СССР, он пролетел по маршруту Минск - Москва и приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо". Это событие продемонстрировало низкую боеготовность советской ПВО и привело к волне арестов среди командования ПВО и ВВС. 24 июня 1941 года был арестован и Павел Рычагов, ему вменялось в вину "... участие в военной заговорщической организации, по заданиям которой он проводил вражескую работу, ...направленную на снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение аварийности в ВВС".

Спустя два дня была арестована и жена Павла Рычагова заместитель командира авиационного полка особого назначения майор авиации Мария Петровна Нестеренко. Сейчас это кажется дикостью, но тогда причина ее ареста, многочисленных допросов и последующего расстрела прозвучала обыденно: "будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа".

На допросах Павел Рычагов вел себя мужественно, никого не оговаривал, несмотря на тяжелейшие побои, никаких показаний об изменнической шпионской деятельности в пользу вражеских разведок не дал и вину свою в измене Родины не признал. Павел Васильевич Рычагов вместе с женой в числе других арестованных был расстрелян по предписанию Наркома НКВД Л.П. Берия 28 октября 1941 года на территории спецдачи НКВД в дачном поселке Барбыш в пригороде Куйбышева. Территория бывшего дачного поселка Барбыш ныне входит в городскую черту Самары, в этом месте сейчас располагается детский парк имени Юрия Гагарина. Точно место захоронения погибших не известно, в парке установлена мемориальная доска. В 1954 году Павел Рычагов был реабилитирован посмертно, звание Героя Советского Союза было возвращено в 1969 году.

Список источников. Красные соколы.Советские летчики 1936-1953.Рычагов Павел Васильевич; Советские асы 1936-1953.Рычагов Павел Васильевич; Министерство обороны Российской Федерации.Энциклопедия.Рычагов Павел Васильевич; Авиаторы и их друзья.Судьба генерала. Павел Рычагов; https://ru.wikipedia.org/wiki/Рычагов Павел Васильевич; http://www.great-country.ru/rubrika_myths/reprisal/00039.html За что сняли Рычагова; Авиационная энциклопедия Уголок неба.Рычагов Павел Васильевич; Авиация Второй Мировой.Организация ВВС РККА 1941-1945; https://warhistory.livejournal.com/1996202.html Разжалованы по закону.Секретный приказ 0362; https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-stroitelstvo-vvs-rkka-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer;