Найти в Дзене
BRIGHT FOTON

Как американские военные выследили и уничтожили программу Исламского государства по производству химического оружия.

Одна из американских операций в Ираке заключалась в разгроме экстремистского «Исламского государства» в середине прошлого десятилетия. Задача была выполнена успешно, и секретное производство боевых газов, которые террористы ИГИЛ хотели использовать при атаках на города в Европе и США, было ликвидировано.
Впервые «Исламское государство» применило боевой газ в Курдистане, на севере Ирака, в 2015
Оглавление

Одна из американских операций в Ираке заключалась в разгроме экстремистского «Исламского государства» в середине прошлого десятилетия. Задача была выполнена успешно, и секретное производство боевых газов, которые террористы ИГИЛ хотели использовать при атаках на города в Европе и США, было ликвидировано.

Впервые «Исламское государство» применило боевой газ в Курдистане, на севере Ирака, в 2015 году - тогда еще не было известно, откуда они его взяли и сколько.

  • Последующие атаки в этом регионе с использованием примитивно синтезированного иприта позволили американской разведке изначально определить место его производства.
  • Спустя год после первой атаки американские коммандос похитили человека, отвечающего за производство химического оружия в ИГИЛ, и он почти сразу начал сотрудничать
  • Выяснилось, что у ИГИЛ были обширные планы атаковать западные города с применением химического оружия.
  • Уничтожение заводов по производству военного газа было трудным, поскольку ИГИЛ расположило их в густонаселенных городских районах.

23 января 2015 года курдские боевики закрепились на дороге 47 в Кесик Купри, Ирак, услышали, как издалека едет грузовик, и знали, что надвигается атака. Защитники притаились за своими машинами или вдоль невысоких камней с винтовками, нацеленными на узкую дорогу.

Между скалами и земляным заграждением на другой стороне дороги собрались около 500 человек, опытные ветераны курдских отрядов пешмерга, а также подростки и пожилые добровольцы из соседних деревень, которые приехали в штатское пальто, кроссовки и клетчатые шарфы. вернуть свои дома из рук людей ИГИЛ - Исламское государство.

В течение двух дней ожесточенных боев они заняли стратегический перекресток и теперь успешно контролировали главный маршрут между иракским Мосулом и сирийской границей. Они знали, что исламисты сделают все, чтобы вернуть себе эту территорию.

-2

Был почти вечер, когда появилась машина, выполнявшая задание террориста-смертника. Курды выстроились вдоль скал и отчетливо увидели его: красный сельскохозяйственный грузовик со стальными пластинами, приваренными к передней части, и прицеп, заполненный металлическими цистернами.

Грузовик набрал скорость, приближаясь к курдской линии, и защитники начали стрелять по кабине. Канонада подняла облака пыли в ближайшем поле, но некоторые ракеты попали в цель, попав в кабину и пробив некоторые металлические баки. Из задней части грузовика показалась лента зеленоватого дыма, похожая на конденсационный след за струей вдалеке.

Земляная насыпь посреди дороги заставила водителя немного сбавить скорость - и это все, что нужно защитникам. У двух курдских боевиков уже была наготове противотанковая ракета, и они выстрелили прямо в борт грузовика. Автомобиль мгновенно развалился. Когда дым рассеялся, искореженное шасси грузовика лежало на асфальте почти в 50 метрах от воронки после взрыва, с металлическими осколками и останками водителя, разбросанными по близлежащим полям.

Таинственный зеленый дым

Командир пешмерга полковник Сабри и несколько его помощников внимательно осмотрели обломки грузовика. Они обнаружили, что металлические баки в задней части грузовика упали с грузовика, когда он взорвался, и разбросаны по земле.

Некоторые из контейнеров источали тот же бледно-зеленый дым, который они видели раньше. Грязь и трава вокруг протекающих резервуаров были покрыты желтым налетом, как будто пролилась водянистая краска. Несколько человек, подошедших к поврежденным танкам, почувствовали резкий запах и сразу почувствовали себя плохо.

Сабри не мог предоставить своим людям никакой защиты, кроме хирургических масок, которые оказались бесполезными, поэтому он приказал всем отступить и позвал на помощь по радио.

Вскоре после этого прибыли другие курды с дыхательными аппаратами и наборами для отбора проб, с помощью которых они собрали несколько граммов зараженной почвы вокруг протекающих резервуаров. Прошло несколько недель, прежде чем полковник узнал, что именно произошло в тот январский день. «Исламское государство» пыталось прорвать свою линию с помощью химического оружия: грузовика, загруженного 20 канистрами смертоносного хлора.

Атака возле перекрестка села в районе Кесик Купри была первой известной боевой попыткой возрождающейся организации ИГИЛ использовать химическое оружие в бою. Это был скромный судебный процесс, в котором никто не был убит - и который почти никто за пределами северного Ирака не заметил. Однако лидеры ИГИЛ сообщили о своих намерениях курдам и остальному миру.

Исламское государство открыто обратилось к химическому оружию - и Соединенные Штаты, глядя на него издалека, задавались вопросом, как им следует на это реагировать.

Откуда этот газ?

Глядя из-за пределов Ирака, было трудно понять, что делать с сообщениями о таких, казалось бы, единичных случаях применения химического оружия. Возможно ли, что Исламское государство использует ядовитый газ на поле боя?

Со времени ирано-иракской войны 1980-х годов ни одна армия не использовала химические вещества против других воинских формирований. Ни ополченцы, ни террористические группировки никогда этого не делали. Даже если эта информация была правдой, откуда взялись химические вещества и как исламистам удалось их достать?

Курды не знали ответов на эти вопросы. Само по себе получение хлора не было проблемой - это был промышленный газ, который, безусловно, можно было найти на иракских заводах, которые сейчас контролируются террористами.

Но как насчет иприта или иприта? Сталкивались ли террористы с брошенными боеприпасами времен Саддама Хусейна? Удалось ли им украсть что-нибудь из сирийских запасов ядовитых веществ?

В последующие месяцы начали появляться отзывы.

Делегации Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отправились в Багдад для расследования сообщений о нападениях на курдские силы по запросу иракского правительства. Следователи взяли пробы от обнаруженных фрагментов минометного снаряда и исследовали почву, на которой они упали.

Они взяли интервью у курдских солдат и исследовали уродливые шрамы, образовавшиеся в местах соприкосновения грязной жидкости с человеческой кожей. Они также осмотрели одного из солдат, чьи ноги были полностью покрыты химическими ожогами, от пояса до середины икры, до высоких армейских ботинок.

Иперит

Подтверждены лабораторные тесты и интервью, но это тоже сюрприз. Маслянистая жидкость в минометном снаряде, несомненно, была ипритом, но она отличалась от типов военных раздражителей, известных специалистам ОЗХО. Его формула была относительно простой, даже строгой.

В нем не было усилителей и стабилизаторов, которые обычно используют производители оружия, а это означало, что он имел тенденцию быстрее ломаться при контакте с окружающей средой. Судя по химическому составу, это не была ни сирийская, ни иракская горчица - очевидно, произведенная кем-то, у кого был доступ к современному лабораторному оборудованию, знания таких веществ и основы химии.

Все это недвусмысленно предполагало, что Исламское государство производит собственное химическое оружие где-то в Ираке или Сирии. Террористы еще не освоили все его элементы, но они учились. И правительство США только что уловило их след.