Это статья для тех, кто готовится к #ОГЭ по английскому или готовит к #ОГЭпоанглийскому.
Я сейчас прохожу обучение по подготовке учащихся к государственному экзамену по английскому в 9 классе (ОГЭ) в ФИПИ, поэтому хочу поделиться информацией (новой и относительно новой) в отношении того, как теперь писать письмо. Почему "теперь"? Потому что в 2020 году экзамен был немного изменен. И на смену классическому письму пришло письмо электронное, что отразилось на структуре ответа (не очень сильно, но тем не менее).
Различия между обычным личным письмом и электронным письмом
Кратко сразу коснусь различий. Во-первых, теперь нет необходимости указывать адрес и дату (в 2021 г. за это баллы не снижаются, но и в общий объем слов они не учитываются). Ссылка на предыдущие контакты теперь тоже не нужна, достаточно благодарности (клише приведу ниже). Необходимо включить обращение, благодарность за полученное письмо (или просто выразить положительные эмоции в связи с его получением), надежду на будущие контакты, завершающую фразу, подпись. В целом, как вы можете увидеть, различий с предыдущим письмом не так много.
Критерии оценивания
Понимать критерии оценивания очень важно, поскольку чтобы получить высокий балл за задание, необходимо понимать за что эти баллы вам ставят.
Первый критерий - решение коммуникативной задачи
В целом, все как и раньше. Первым делом эксперты посчитают количество слов в вашем письменном ответе. Минимальный объем, подлежащий проверке, 90 слов. То есть, если у вас в письме 89 слов, вы получаете за первый критерий 0 баллов и, соответственно, за все задание 0 баллов. Максимальный объем, который будет проверяться экспертом, 132 слова. Если у вас больше 132 слов, то отсчитают 120, отчеркнут и остальное проверять не станут (таким образом, вы тоже получите меньше баллов ввиду того, что не засчитают заключительную фразу, надежду на будущие контакты и пр.).
Давайте вспомним, как считать слова.
Вы должны ответить на три вопроса (полностью, если есть вопрос why?, то необходимо и причину пояснить). Ответ из серии "I don't know what subjects are popular among school children" не будет зачтен. Также в этом критерии учитывается наличие норм вежливости, надежды на будущие контакты и стилевое оформление.
Обращение, завершающая фраза и подпись должны быть в неформальном стиле. Эксперты снижают баллы за стилистическое оформление только в этих элементах письма.
Вообще учащиеся должны понимать, что неофициальный стиль включает краткие глагольные формы, разговорную лексику, сокращения. Но за полные формы глагола или отсутствие сокращений баллы снимать не будут.
Из нововведений!
Теперь не считается ошибкой использование разговорных грамматических форм: gonna, wanna, gotta, gimme... А также допускаются традиционные и общепринятые для электронной среды сокращения и аббревиатуры, но специально им обучать не рекомендуется: ASAP, BTW, 4ever, W4Y и др.
Второй критерий - организация текста
Здесь оценивают логичность, деление на абзацы, использование средств логической связи, структуру письма. Кстати о структуре:
Для ввода основной части письма, где вы отвечаете на вопросы, можно использовать фразы: "You asked me about...", "Well, I can say...", "As you are interested in..." или "I'd like to tell you that...".
Что касается логики изложения, очень часто в работах встречаются ошибки в отношении согласования местоимений с предшествующим предложением. Например:
I am working hard to get ready for exams. I'm taking it this May.
Как делить текст на абзацы?
Здесь все подходит. Можно с помощью красной строки, можно пропускать строку между абзацами, а можно и красную строку оставляться и промежуток между абзацами. В принципе, допускается деление абзаца, где содержатся ответы на вопросы, на два или три абзаца. НО! В таком случае абзац не должен состоять из одного простого короткого предложения, и деление должно быть логичным.
Критерий 3 - лексико-грамматическое оформление текста
Тут важно понимать, что оценивают не только наличие лексико-грамматических ошибок, но и соответствие лексических и грамматических структур уровню сложности задания. То есть нужно показать, что вы владеете определенными лексическими единицами в рамках темы, а также достаточной грамматикой. На что здесь стоит обратить внимание? На лексическую сочетаемость, на предлоги/наречия во фразовых глаголах, на употребление видовременных форм глагола, на порядок слов и на ошибки словообразования.
Критерий 4 - орфография и пунктуация
У учащихся часто возникает вопрос касательно того, можно ли использовать американский вариант английского в отношении написания слов. Можно. НО! Если вы выбираете американский вариант, то используйте его последовательно, во всем письме. Если где-то появится вариант написания как в британском английском - это будет засчитано за ошибку.
Что касается пунктуации, то тут все довольно просто. Проверяйте, чтобы в конце предложений была точка, обращайте внимание на знаки препинания в обращении, подписи, завершающей фразе. И напоминаю, что восклицательный знак после обращения и завершающей фразы - это ОШИБКА.
Надеюсь, это было полезно. Если вам интересна тема экзаменов (как школьных, так и международных), дайте знать в комментариях. Также я готова проверить три первых письма в комментариях и дать обратную связь в соответствии с критериями.
Всех обняла!