Андрей Правов
Суэцкий канал не должен быть единственным коротким путем из Азии в Европу. Ему следует искать альтернативы.
Это очень ярко продемонстрировало чрезвычайное происшествие, имевшее место на Суэце на этой неделе. И, согласно оценкам многих экспертов, кроме всего прочего, произошедшее дает новые шансы для оживления иных путей для торговли между двумя континентами. Таков один из главных выводов, который делают многие мировые СМИ, описывая историю с наглухо перегородившим движение по Суэцу контейнеровозом.
Первое, что приходит в голову - это российский Севморпуть. Ведь ледовая обстановка в Арктике в связи с изменениями климата в последние годы заметно улучшилась. Россия проводит обустройство маршрута – восстановление маяков, пополнение ледокольного флота, расширение наземного и космического мониторинга. Многое еще предстоит сделать. Но все равно - перспективы очевидны.
Некоторые эксперты идут дальше, указывая, что произошедшее может также поспособствовать заметному оживлению железнодорожных перевозок через российскую Сибирь.
И еще один «бонус» для Москвы. Среди застрявших судов есть немало нефтяных танкеров, а также перевозчиков сжиженного природного газа (СПГ).
По некоторым данным в случае с газом ряд европейских стран, ожидающих его поставки, будут даже вынуждены почти опустошить свои хранилища. Так что получается, что российские нефте- и газопроводы – дело более надежное. И, в частности, отказываться от строительства «Северного потока-2» для Европы непозволительно. Мало ли что может произойти?
Европейцам есть о чем задуматься. А между тем на данный момент в Суэцком канале действительно возникла серьезная «пробка» из судов. По оценкам экспертов, приводимым газетой «Коммерсант», она обходится мировой торговле в шесть – десять миллиардов долларов в неделю.
Между тем 400-метровое, судно «Ever Given », шедшее из Китая в Голландию и до верху груженое контейнерами, судя по всему, застряло в Суэцком канале капитально. Его носовая часть упирается в один берег, а корма – в другой.
Произошло это, согласно информации, в связи с ошибкой в навигации, а также с сильным ветром, точнее песчаной бурей. Контейнеровоз, чтобы держаться посреди канала, все время брал несколько вправо. И закончилось это тем, что он врезался в правый берег. Скорость движения была довольно высокой, и корма продолжила движение, но уже не прямо по курсу, а в сторону берега левого.
В результате как передняя, так и задняя части контейнеровоза закопались в рыхлом песке. Сейчас, согласно информации, благодаря специальным работам, удалось несколько сдвинуть судно с места, после того, как из под его носовой части было извлечено 20 тысяч тонн песка. Хозяева контейнеровоза обещают, что вскоре вообще освободят судно, и движение по Суэцкому каналу будет снова открыто.
Однако находится немало скептиков, указывающих, что такие обещания опять же «базируются на песке». Они в частности указывают на другой план спасателей – несколько разгрузить судно, то есть снять с него ряд контейнеров. На борту их 20 тысяч. Но на это уже потребуется намного больше времени. Сколько? Никто сказать точно не может.
Между тем открытия канала для судоходства ожидает уже более 300 судов с товаром на миллионы долларов. Каждый день простоя – это убытки. Поэтому, по некоторым данным, капитаны ряда судов уже получили указания хозяев отказаться от прохода через Суэц, а плыть на юг, к мысу Доброй Надежды, для того, чтобы обогнуть Африку и все же доставить ожидаемые грузы в Европу. Это, конечно, затягивает плавание и делает его намного дороже. Но, по ряду оценок так все равно будет быстрее и дешевле, чем ждать когда рассосется «пробка».
Безусловно произошедшее на Суэцком канале является чрезвычайной ситуацией. Ранее подобного что-то не припоминается. Однако в любом случае ЧП является серьезным уроком для мирового бизнеса. Еще одним подтверждением старой истины, что не стоит «класть все яйца в одну корзину». А поэтому шансы Севморпути и железнодорожного сообщения через Сибирь заметно возрастают. И нельзя исключить, что возможно уже скоро они станут серьезными конкурентами Суэцкому каналу.
Равно, как свое преимущество доказывают и нефте- и газопроводы. Перевозка СПГ и нефти морем – дело также налаженное. Но вот, как выясняется, случаются и конфузы. Так возможно, что труба все же надежнее?