Найти тему
Молодой русский

Варфоломеевские ночи в Крыму или кому ставят памятники

Для большинства Красный террор в Крыму сводится к ужасам крымской ЧК под руководством Белы Куна и Розалии Залкинд в 1920-1921 годах. И это не удивительно, ведь на фоне той кровавой бани, которую устроили эти инородцы после Исхода Врангеля, события 1917-1918 года меркнут,но это не значит, что о них стоит забывать.

По воспоминаниям участника событий большевика Ю.П.Гавена:

"За исключением Севастополя все города Крыма встретили Октябрьский переворот враждебно"

Поэтому в остальных городах власть приходилось брать силой, уже это определяло враждебный настрой большевиков к жителям Крыма. Хотя и в лояльном Севастополе не обошлось без жертв. Так, 28 декабря 1917 года, возбужденные агитацией балтийский матросов, делегированных из Петрограда, матросы эсминцев «Фидониси» и "Гаджибей" расстреляли на Малаховом кургане всех своих офицеров (32 человека), а трупы выбросили в море. Вообще, по свидетельствам очевидцев, всего в Севастополе за время этих событий было убито 128 офицеров.

революционные матросы Черноморского флота
революционные матросы Черноморского флота

Эти события и были названы очевидцами "Варфоломеевскими ночами", такой термин быстро прижился в народе, но наибольшего размаха эти "ночи" достигли в Евпатории.

красногвардейцы в Евпатории
красногвардейцы в Евпатории

После того, как 27 января 1918 практически без боя севастопольским десантом была захвачена Евпатория, в городе сразу же начались аресты "контрреволюционеров". Под это определение мог попасть любой обыватель, ведь иногда аресты производились просто по наводкам граждан. Матросы в поисках оружия врывались в чужие дома, попутно их грабя. Сразу же после захвата города, без суда были убиты все члены офицерской дружины - 46 человек: их,со связанными руками, выстроили вдоль борта транспорта "Трувор" и выкинули в зимнее Черное море. Всё это имели возможность лицезреть семьи приговоренных, которые уже летом будут, как и многие другие Евпаторийцы, ходить по берегу и искать среди выброшенных трупов своих родственников и любимых.

тела казненных во время "Варфоломеевских ночей" в Евпатории, выброшенные на берег летом 1918 года
тела казненных во время "Варфоломеевских ночей" в Евпатории, выброшенные на берег летом 1918 года

Всего за 3-4 дня в маленьком городке(в 1897 году население Евпатории составляло 17 900 человек) было взято под стражу свыше 800 человек. Для рассмотрения этих дел был сформирован суд(хотя судом это,конечно, трудно назвать, как минимум из-за отсутствия у "судей" юридического образования),в который входили главные герои этой статьи - члены семьи Немич(сёстры Антонина, Варвара, Юлия, муж Юлии и сожитель Антонины).

Антонина Немич
Антонина Немич
Варвара Немич
Варвара Немич
Юлия Немич
Юлия Немич
Сергей Немич
Сергей Немич

Данный суд заседал на борту судна "Трувор". На «Трувор» со всей Евпатории свозили арестованных. Председательствовавший на заседаниях суда командир «Румынии», матрос Федосеенко, любил повторять: «Все с чина подпоручика до полковника — будут уничтожены» . Из 800 арестованных казнено и утоплено было около 300. В своем монументальном труде "Очерки русской смуты" А.Деникин, знакомый с материалами Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков,расследовавшей события в Евпатории, описывал казни так:

"Обречённых перевозили в трюм гидрокрейсера «Румыния». Смертника вызывали к люку. Вызванный выходил наверх и должен был идти через всю палубу на лобное место мимо матросов, которые наперерыв стаскивали с несчастног одежду, сопровождая раздевание остротами, ругательствами и побоями. На лобном месте матросы, подбодряемые Антониною Немич, опрокидывали привезённого на пол, связывали ноги, скручивали руки и медленно отрезывали уши, нос, губы, половой орган, отрубали руки… И только тогда русского офицера, истекавшего кровью, испускавшего от нечеловеческих страданий далеко разносившийся, душу надрывающий крик, отдавали красные палачи волнам Чёрного моря".

После отбытия из Евпатории севастопольских матросов, эстафету репрессий продолжили местные граждане с "активной гражданской позицией". В ночь на 6 февраля 1918 года из Евпаторийской тюрьмы были вывезены на автомобилях и расстреляны девять арестантов, среди которых были граф Н.В.Клейнмихель, гимназист Евгений Капшевич, офицеры Борис и Алексей Самко, Александр Бржозовский. А позже, в ночь на 1 марта 1918 года в Евпатории исчезло 30-40 зажиточных граждан и 7-8 офицеров. Как оказалось впоследствии, они были тайно были вывезены за город и расстреляны на берегу моря по указанию большевиско-левоэсеровских евпаторийских властей. Думаю говорить о том, что многих перед смертью жестоко пытали говорить не надо.

иллюстрация к книге Дмитрия Соколова "Таврида,обагренная кровью"
иллюстрация к книге Дмитрия Соколова "Таврида,обагренная кровью"

Но не всё время Крым был красным, и после его освобождения началось расследование большевистских преступлений и "Варфоломеевские ночи" были самыми вопиющими из них. Всего по обвинению проходило 88 человек, но не все из них были на территории Крыма, но главных "героев", а именно семью Немич,всё же удалось задержать. В ходе следствия(они,привыкшие решать судьбу человека за пару секунд, наверное, очень удивились тому, что следствие шло так долго) их сначала содержали в Симферопольской тюрьме в довольно хороших условиях - были разрешены свидания с родственниками, продуктовые передачи, собственное постельное бельё. Но в связи с наступлением красных, которое угрожало захватом Крыма, 14 марта 1919 года было решено перевезти их в Керченскую тюрьму. Правда доехать у них не вышло, ведь 18 марта того же года на станции Ойсул, недалеко от Керчи, их вагон отцепили от поезда, загнали на запасные пути и, как бешеных собак , расстреляли из пулеметов.

первоначальный памятник Евпаторийским коммyнарам
первоначальный памятник Евпаторийским коммyнарам

И как не трудно догадаться, из палачей, сразу же после захвата Крыма красными, сделали героев. Сейчас на карте Евпатории можно легко найти улицу, названую в их честь, а так же в сквере Коммунаров стоит памятник, воздвигнутый в их честь.

нынешний памятник коммyнарам
нынешний памятник коммyнарам

И читая все эти истории, у меня возникает вопрос:"А чем Чикатило хуже?" Почему в его честь не названы улицы Ростова? Или это потому, что он убивал людей не со словами "за коммунизм" или "за Ильича"? А над этим, я уже предлагаю подумать вам, дорогие читатели, так как для меня ответ очевиден.