Коррупция в Российской империи процветала чуть ли не с её основания, но последовательная борьба с "сей язвой" началась только при Николае I.
Начал он этот сложный и тернистый путь борьбы с мздоимством с совершенствования антикоррупционного законодательства. В 1826 году для этого созывается особый Комитет, и в этом же году создается легендарное Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии - для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и надзора за ними.
Но нельзя решить проблему коррупции одни кнутом, так как большинство чиновников брали взятки не только из-за безнаказанности, но и из-за смехотворного оклада. По этой причине, Император вводит систему поощрений для государственных служащих ( в виде аренды поместий/имущества и денежных премий). Помимо этого, Николай сам подавал пример своей честностью и скромностью, не делая роскошных подарков в виде дворцов или тысяч крепостных, которыми отличались прошлые правители.
Впервые были введены регулярные ревизии на всех уровнях, которые и были обыграны Н.В.Гоголем в комедии "Ревизор", после просмотра которой Император сказал:
«Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»
А итоги этих ревизий были описаны В.О. Ключевский:
«В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд »
По примеру Николая I бороться с коррупцией в своём министерстве начал министр финансов Е.Ф. Канкрин. Вот, что о нём писал современник О.А. Пржеславский:
«Новый министр начал с очищения своего ведомства от накопившихся осадков прежнего времени: лихоимства и злоупотреблений. Удаление недостойных чиновников и несколько примеров строгого наказания показали служащим по министерству, что благое гурьевское время миновало безвозвратно... Словом, благодаря Канкрину финансовое дело в России, обеспеченное по возможности от прежнего систематического грабежа … по крайней мере в своем внутреннем механизме по пути к постепенному преуспеянию»
Если к мелким взяткам со стороны младших чинов Николай I относился снисходительно( ведь трудно было доказать сам факт взятки, да и за проблемой такого масштаба уследить было невозможно), то замеченный на мелкой взятке крупный чиновник гарантированно лишался своего поста, но до суда, конечно, дело не доходило. Так, например,лишились своих постов губернаторы Пскова и Восточной Сибири - Ф.Ф.Бартоломей и В.Я.Руперт, соответственно.
Другим был подход к крупным хищениям. В начале 1850-х все члены Комитета о раненых включая его главу были преданы суду по делу о краже 1 миллиона рублей.
Под конец царствования Николая I под следствием находилось 2540 чиновников, а всего на службе числилось 61 548 человек. Правда сам Государь критически относился к плодам своей борьбы, считая, что в России не воруют только он сам и его наследник, будущий император Александр II.
Вот так в России начинали бороться с коррупцией , конечно , Николаю I не удалось побороть это зло полностью ( что наверное в его условиях и не было возможно ), но главное то, что он положил этой борьбе начало. И плоды этой работы мы можем наблюдать в работе Чрезвычайной следственной комиссии ( в непредвзятости которой сомнений нет ) , созданной временным правительством в 1917 году для расследования преступлений Царя Николая II и его министров. Так вот, никаких доказательств коррупции в Царском правительстве этой Комиссией найдено не было.