Найти тему
KINOM-ВСЕ ПРО КИНО

АКТРИСА ЛЮДМИЛА САВЕЛЬЕВА - ДРАМА ЖИЗНИ НЕПОВТОРИМОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ НАТАШИ РОСТОВОЙ

Оглавление
Людмила Савельева
Людмила Савельева

Статья о Людмиле Михайловне Савельевой - советской и российской актрисе театра и кино, народной артистке РСФСР. Судьба Людмилы Савельевой уникальна. Окончив хореографическое училище, она оказалась на вершине кинематографического олимпа. Звездой мирового масштаба ее сделала первая роль в кино - роль Наташи Ростовой в фильме режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир», созданном по мотивам романа Льва Толстого. После фильма Людмиле Савельевой предлагали выгодные контракты ведущие режиссеры и продюсеры мирового кино: Витторио Де Сика, Серджио Леоне, Карло Понти… Но в годы советского кинопроизводства актеры были не вольны распоряжаться своей судьбой.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

В отечественном кино Людмила Савельева сыграла более чем в 20 картинах. Ее до сих пор любят и знают зрители, особенно старшего поколения. В статье рассказывается не только об ее главной роли Наташи Ростовой, но и о том, как сложилась личная и семейная жизнь актрисы, а также почему, несмотря на многие предложения, она работает в кино очень редко.

Актриса Людмила Савельева – единственная и неповторимая Наташа Ростова

Людмила Савельева в фильме "Война и мир"
Людмила Савельева в фильме "Война и мир"

Порог дома Людмилы Савельевой не переступают журналисты. Она не любит появляться перед телекамерами. И только редкие и обрывочные интервью стали хроникерами жизни одной из самых блистательных актрис, которые когда-либо появлялись в нашем кино.

Людмила Савельева сыграла в десятках фильмах. Но роль Натали Ростовой стала для нее и самым большим актерским счастьем, и самой большой драмой в жизни.

Главный фильм страны

СССР, начало 1960-х. Держава обретает второе дыхание. Главные достижения тех лет: освоение космоса, прорыв в науке, изменения во внешней политике. Страна, что называется, на подъеме. И главный призыв тех лет: догнать и перегнать Америку!

Людмила Савельева была далека от социальных бурь. В то время она заканчивала прославленное Хореографическое училище им. Вагановой и готовилась стать балериной Театра балета им. Кирова в Ленинграде. Через стены училища эхо большой политики доносилось только в виде обязательных политинформаций.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

На одной из них обсуждался визит Хрущева в США в 1959-ом. И невольно именно этот крутой вираж истории изменил вектор судьбы молодой талантливой балерины. В ответ на визит руководителя СССР в США советский кинопрокат закупил фильм американского режиссера Кинга Видора «Война и мир». Никто тогда и предположить не мог, какие последствия будет иметь появление американской ленты на наших экранах.

Показ фильма Видора сыграл роль пускового механизма. Сам руководитель страны Хрущев в возмущении отчитывал Министерство культуры и Госкино. Отставание от Америки в этом вопросе было налицо. Роман «Война и мир» считался главным произведением всей русской литературы, и было ощущение стыда, что до сих пор эпопея Льва Толстого не экранизирована отечественным кинематографом.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

В руководстве Госкино срочно стали обсуждать варианты постановок. Один из них – совместные с США, вполне в духе времени. Для переговоров в Москву даже приехал продюсер из Голливуда Майкл Тодд, в тот период муж известной американской актрисы Элизабет Тейлор.

Но Госкино поставило свои условия. Поскольку «Война и мир» - это русская классика, то должны быть советский режиссер и советский сценарист, а актеры могут быть пополам. Такое условие американцы никогда бы не приняли, потому что не могли себе представить, что такую большую картину, настоящий колосс, мог бы снять режиссер советского кино.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

Скепсис Майкла Тодда только раззадорил советских чиновников. Слухи о переговорах по поводу экранизации романа дошли до Министерства обороны, которое заверило Госкино в своей поддержке. Амбиции военных подхлестывало еще одно обстоятельство. Приближался юбилей – 150-летие Бородинского сражения. Военное руководство страны считало, что это серьезный повод для экранизации великого романа.

В 1962 году была дана отмашка началу работы. В режиссерском цехе кинематографистов разыгрались нешуточные страсти. Одним из главных претендентов стал известный кинорежиссер Михаил Ромм. Особенно рвался к постановке директор «Мосфильма» Иван Пырьев, у него даже был готовый сценарий. Хотел снимать и Сергей Герасимов.

Заявку на постановку подал Сергей Бондарчук. Несмотря на молодой возраст, он один из самых авторитетных кинематографистов. В 32 года за роль Тараса Шевченко Бондарчуку присвоили народного артиста. А его фильм «Судьба человека» был удостоен Ленинской премией и обошел экраны всего мира.

Кадр из фильма "Война и мир"
Кадр из фильма "Война и мир"

Утверждение Сергея Бондарчука вызвало среди коллег немало сплетен и пересудов, а с Иваном Пырьевым, к сожалению, поссорило навсегда. Свой великий фильм Бондарчук ставил не благодаря, а вопреки поддержке коллег-кинематографистов. Мало кто тогда верил, что он справится с этой махиной. Поэтому ему нужно было особенно тщательно взвешивать каждый шаг, каждое свое решение. Колоссальное напряжение и волнение не покидали Бондарчука с первого дня постановки. И так продолжалось пять лет.

Первая проблема – выбор актеров. Это был процесс долгий и мучительный. Кандидатуру актрисы на роль Натальи Ростовой обсуждали чуть ли не на Политбюро. Сергей Бондарчук помнил напутствие руководителей страны: чтобы наша Наташа Ростова была не хуже, чем Одри Хепберн.

На центральную женскую роль будущей киносаги пробуются многие известные артистки: Вертинская, Кустинская, Фатеева... Все главные красавицы советского кинематографа мечтали появиться в звездной роли. Время шло, а актрису все не могли найти. Причем Бондарчук сразу запретил искать кандидатуру среди балерин, поскольку считал, что мозгов у них хватает только на танцы.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

Настойчивая ассистентка по актерам Татьяна Лихачева привезла юную балерину Людмилу Савельеву на пробы. Сергей Бондарчук, увидев претендентку, недовольно промолвил: «Ей бы в куклы играть!» Ей вполне можно было дать на вид лет тринадцать, не больше.

На роль князя Андрея Болконского сначала утвердили Иннокентия Смоктуновского. Пробы актриса проходила с ним. Последняя проба была удачной, и ее утвердили. Съемки начались, а Людмила Савельева продолжала работать в Кировском театре. Она разрывалась между Ленинградом и Москвой.

Кадр из фильма "Война и мир"
Кадр из фильма "Война и мир"

Так продолжалось два года. Нагрузка у молодой девушки была огромная. В столице сначала ей было совсем несладко. После нервного срыва, который случился на одной из репетиций, стало понятно, что нужно выбирать: съемки в «Войне и мире» или балет. На съемках Людмила Савельева выкладывалась полностью, не щадя себя. Сил едва хватало, чтобы добраться после рабочего дня до кровати.

Ее ставка молодой артистки была минимальная, денег на жизнь не хватало. Однажды она даже упала в голодный обморок. После этого ее переселили в гостиницу и подняли вопрос о повышении ставки. Тогда же она сделала главный выбор своей жизни: выбрала «Войну и мир» и навсегда оставила балет.

Людмила Савельева с супругом Александром Збруевым
Людмила Савельева с супругом Александром Збруевым

Она родилась в блокадном Ленинграде в страшном январе 1942 года, но сумела выжить. Своего Андрея Болконского она нашла, практически не выходя со съемочной площадки. Это был молодой и популярный актер Александр Збруев.

На свет появилась дочка Наташа. Сначала Наташа Збруева тоже собиралась стать, как и родители, актрисой. Она еще школьницей снималась в кино. Но это будет впереди. А в 1962 году Людмила Савельева сама делала первые шаги в кино и мучилась из-за того, что роль получалась далеко не сразу.

Людмила Савельева и Александр Збруев
Людмила Савельева и Александр Збруев

До «Войны и мира» в советском кино не было опыта постановки батальных сцен, подобных Бородинскому сражению. Бондарчук был первым. Сергей Федорович находился на съемочной площадке до 18 часов в сутки. Он и режиссер-постановщик, и исполнитель роли Пьера Безухова. Нагрузка в период съемок у него просто нечеловеческая. Нервные и физические перегрузки, колоссальный объем работы, организационные передряги не могли не сказаться на самочувствии режиссера.

И однажды даже богатырское здоровье Сергея Федоровича дало сбой, когда выяснилось, что эпическая сцена пожара Москвы загублена из-за бракованной пленки. С ним даже случилась клиническая смерть. Жесткие производственные сроки обязывали продолжать съемки. Толком не восстановившись, Бондарчук продолжает работу.

Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева
Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева

Жизнь после бала

Помимо организационных и художественных задач, на работу съемочной группы давили политические обстоятельства. В 1964 году в стране произошла смена руководства. На место Никиты Хрущева пришел Леонид Брежнев, а с ним и новая команда. Председателем Совета министров был назначен Алексей Косыгин. Появились мнения, что «Война и мир» слишком дорого обходится государственному бюджету.

Кто-то из сочувствующих Бондарчуку в руководстве Госкино посоветовал режиссеру в крайне сжатые сроки смонтировать первые две серии и в таком виде представить фильм на конкурс Московского международного кинофестиваля 65 года. Для Бондарчука это был момент истины. В случае провала фильма ему не дали бы закончить картину.

Риск оправдался. Первые две серии были удостоены большого приза ММКФ. После завершения работы над третьей и четвертой сериями лента «Война и мир» с триумфом прошла по экранам всего мира. СССР доказал, что способен снимать фильмы самого грандиозного масштаба.

Картина «Война и мир» в 69 году получает «Оскар». Американские критики захлебываются от восторженных отзывов. «Это триумф советского кинематографа, это триумф создателей киноэпопеи» - пестрят заголовки статей.

Людмила Савельева с "Оскаром"
Людмила Савельева с "Оскаром"

Сам Бондарчук на церемонии отсутствует, он занят на другой картине. Престижная награда вручается актрисе Людмиле Савельевой. Юная дебютантка смущена церемонией, а зал взрывается аплодисментами, когда, прижав к себе фигурку «Оскара», артистка трогательно произносит: «Я совершеннолетняя». Савельева, сыграв Наташу Ростову, покорила зрителей и из дебютантки превратилась в звезду.

Фильм «Война и мир» на всех континентах смотрели в переполненных залах. Может быть, впервые, глядя на Наташу Ростову в исполнении Савельевой, зарубежные зрители понимали, что такое загадочная, таинственная русская душа, в чем истоки русского женского характера.

Людмила Савельева на банкете после церемонии вручения Оскара
Людмила Савельева на банкете после церемонии вручения Оскара

«Войну и мир» купили 117 стран мира. На Людмилу свалилась мировая популярность и известность. С премьерой фильма она перелетала с одного континента на другой, выступала перед зрителями, участвовала в теле- и радиопередачах. Ее повсюду сопровождали фоторепортеры и журналисты.

Она же была в полной растерянности. Пять лет она отдала фильму, о собственной судьбе подумать было некогда. И вот теперь она не понимала, что делать. Девушка была близка к срыву. Фильм разрушил ее так блистательно начавшуюся карьеру балерины.

Ее уникальная актерская индивидуальность сразу обратила на себя внимание опытных зарубежных продюсеров. «Из нее можно и нужно делать звезду», - в один голос говорили Витторио Де Сика, Лукино Висконти, Серджио Леоне и другие знаменитые мастера.

Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Людмила Савельева
Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Людмила Савельева

Ее особенно полюбили итальянцы. Знаменитый режиссер Де Сика приехал в советскую столицу и сказал по телевизору, что приехал в Советский Союз, дабы позвать сниматься Савельеву. Он понимал, что иначе ей бы не разрешили сниматься. Через такой хитрый маневр Де Сика, знавший нравы и порядки Госкино, заполучил актрису. Начались съемки фильма «Подсолнухи». Савельева снимается вместе со всемирно прославленными звездами: Мастроянни и Лорен.

Фильм «Подсолнухи» имел грандиозный успех, он собирал полные залы по всему миру. Но с режиссером картины Савельевой больше увидеться не придется. И не по ее вине. Итальянцы устроили пышную премьеру, но Людмилу в Италию не выпустили, и Де Сика обиделся.

Режиссер и продюсер Серджио Леоне специально приезжал в Москву для переговоров с Савельевой. Возможно, никакая другая отечественная актриса не добилась такого шумного международного признания, как она. У нее был реальный шанс стать общемировой звездой. С премьерой своих фильмов она объездила все континенты. В Японии 72 год объявили годом Савельевой.

Кадры из фильма "Подсолнухи"
Кадры из фильма "Подсолнухи"

Об этом ее мировом признании мало кто знал в родной стране. В печать попадали лишь скупые строчки коротких репортажей. О собственном продюсере и промоутере речь тогда не шла. О лестных предложениях со стороны мировых кинопродюсеров знали лишь близкие Людмилы. Актриса даже коллегам не решалась рассказывать.

В середине 20 века советские актеры были абсолютно бесправные. Они не могли решать свою судьбу. Только могущественное ведомство Госкино было в состоянии решить, пускать актера за границу или нет. Мировое кино звало Людмилу Савельеву, его двери были для нее открыты. Но не она решала, войти ей туда или нет.

Наши отечественные режиссеры тоже неустанно звали ее в свои фильмы. Почтовый ящик ее квартиры не вмещал все письма и сценарии, ее звали все время. Она же обычно вежливо отказывалась. Она хотела сыграть роль, которая будет совершенно непохожа на Наташу Ростову, но ей предлагали воплощать таких же наивных и смешных девочек.

Коллеги по цеху ей навязчиво говорили: «Ты рискуешь, время идет, о тебе забудут. Соглашайся на то, куда зовут». Она же терпеливо ждала. От ее любимого режиссера Бондарчука предложений не было. Про себя она тогда решила: или будет сниматься в том, что понравится, или не будет сниматься вообще. И однажды раздался звонок с киностудии от режиссеров Владимира Наумова и Александра Алова.

Кадр из фильма "Бег"
Кадр из фильма "Бег"

Режиссеры на роль Серафимы Корзухиной в их картине «Бег» по роману Булгакова Людмилу Савельеву утвердили без проб. Елена Сергеевна, вдова писателя Михаила Булгакова, просматривая отдельные фрагменты отснятых материалов будущего фильма, главной женской героиней осталась довольна и даже пригласила в гости вместе с актером Владиславом Дворжецким.

Съемки проходили в России и в Болгарии, в Пловдиве, который в фильме стал Стамбулом. Все, кто снимался в картине, - Ульянов, Евстигнеев, Баталов – так же, как и Людмила Савельева, жили съемками фильма. Людмила снова вспоминала атмосферу «Войны и мира», когда коллектив стал для нее родным.

После «Подсолнухов» и «Бега» Людмила Савельева доказала, что она не актриса одной роли, как поторопились окрестить ее иные скептики, анализируя успех роли Ростовой. И ни в коем случае она не хотела повторяться и упрямо выбирала сценарии. В основном она играла героинь 19 века. Отчасти еще и потому, что режиссеры знали, что Савельева умеет носить наряды прошлого столетия и прекрасно держится в седле. А поэтому охотно приглашали ее в свои фильмы.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

Снималась она редко. Публика об актрисе даже начинала забывать, недоуменно спрашивая в письмах: «Что с Вами, Людмила Михайловна? Почему Вас не видно на экране?» А она неожиданно напоминала о себе в совершенно новой роли, где ее узнать-то было трудно.

Сделав однажды свой выбор: или хорошая роль, или никакая, Людмила Савельева своему принципу не изменяла никогда. И не потому, что не дорожит профессией, наоборот, потому что относится к ней слишком серьезно и ответственно. Успех «Войны и мира» не вскружил ей голову, она готова была ждать «своего» сценария.

Кадр из фильма "Всадник без головы"
Кадр из фильма "Всадник без головы"

После подобного взлета многие актрисы не выдерживали. История кино знает немало драм, когда актрисы после шумного успеха, не получив достойного продолжения в кино, ломались: уходили из профессии, иногда спивались. О Савельевой, когда она исчезала надолго, тоже ползли слухи, что, мол, не все в порядке. Она держалась стойко, оставляя ни с чем любопытных корреспондентов.

В начале восьмидесятых она совсем перестала сниматься. Про себя решила, что, видимо, ничего хорошего в кино уже не случится. Но однажды случайно ей в руки попался сценарий со странным названием - «Чужая белая и рябой». С этого фильма Людмила Савельева стала необходимой и постоянной участницей картин Сергея Соловьева. Режиссер без актрисы обойтись не мог.

Дочь Савельевой и Збруева Наташа
Дочь Савельевой и Збруева Наташа

Людмила Савельева живет жизнью совсем не светской. Практически не появляется на фестивалях, не раздает интервью. О личной жизни говорить не любит. Никому из своих знакомых на судьбу она не жалуется. Известно, что у ее супруга Збруева был долгий роман с молодой актрисой Еленой Шаниной. На свет появилась внебрачная дочь Татьяна.

Збруев не хотел рвать семейные узы. Не хотелось этого и Людмиле Савельевой. Брак выстоял. С тех пор на вопросы журналистов о личной жизни актриса отмалчивается. Не любит Савельева и вопросов о дочери Наталье Збруевой, которая еще подростком дебютировала в фильме «Если верить Лопотухину». Позднее девушка так и не реализовала себя в жизни. Наталья лежала в псиxиатpической клинике. В 2012 году перенесла инсульт.

Людмила Савельева
Людмила Савельева

Актриса жалеет не о том, что сыграла мало ролей. Жалеет лишь, что кинематографисты никогда не использовали ее как балерину, причем балерину хорошую.

Полвека назад Сергей Бондарчук поставил свой главный фильм. Полвека назад Людмила Савельева сыграла Наталью Ростову, но и до сих пор в ее почтовом ящике появляются письма с трогательным адресом: «Москва, «Мосфильм», Наташе Ростовой».

-22

Оцените пост лайком и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Будем вам признательны за репосты наших статей в СоцСети

Другие статьи нашего канала

  • 5 ЗНАМЕНИТОСТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ ИСПЫТАНИЙ И СВЕЛИ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ.
  • ВЕРА СОТНИКОВА - МЕЧТА МИЛЛИОНОВ МУЖЧИН БЫЛА ЗАМУЖЕМ ЗА ДВОРНИКОМ
  • ФИЛЬМ "ИНТЕРДЕВОЧКА": ПЛЕЯДА ЗНАМЕНИТЫХ АКТЕРОВ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ.
  • УС ПЕХ "ПО БЛАТУ": АКТРИСЫ, КОТОРЫХ "НАВЯЗАЛИ" И ПРОДВИНУЛИ В КРУПНЫЕ ФИЛЬМЫ.
  • НАТАЛИ ВУД ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ АКТРИСЫ
  • ТАЙНЫ АКТЕРСКОЙ ДИНАСТИИ ЕФРЕМОВЫХ: КТО ИЗ СЕМЬИ ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ ЗНАМЕНИТЫХ АРТИСТОВ