Юлия Сальникова
От садика и до вуза человек проходит через десяток процедур психолого-педагогической диагностики. Все помнят анкеты, которые раздавал в классе школьный психолог. Но у диагностики много и других форм – интервью, рисунки, беседы, а еще оценки в дневнике.
Вся эта работа не сильно заметна для самих детей – ответил на вопросы теста и забыл. Но для педагогов-психологов диагностика – важный инструмент для оценки личности, рисков, мотивации, наклонностей отдельного ученика и целой группы детей. Сейчас диагностикой педагоги-психологи занимаются вручную.
— Например, чтобы проанализировать результаты теста на мотивацию Гинзбурга одного ученика специалист тратит 30 минут. А в одном классе порядка 20 человек… Такой тест не единственный. За год педагог-психолог проводит много различных видов диагностики, - рассказал Ярослав Паршин.
Он не понаслышке знает, сколько времени уходит на обработку данных – он и сам является педагогом-психологом в Медынской средней школе.
В Калужскую область он переехал из Москвы, где отучившись в одной из лучших столичных школ, поступил в РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева на специальность «Зоотехния». Любовь к животным, которая привела его в аграрный университет, его оттуда и «увела». Когда студентам стали преподавать технологию переработки животноводческой продукции, Ярослав решил уйти – не смог смотреть, как из живых существ делают «колбасу».
Так, вместе с семьей он оказался в калужской деревне Гусево, где они построили дом, собственную конюшню, а Ярослав нашел свое призвание. Молодой человек пошел по стопам дедушки, который всю свою жизнь посвятил педагогике. Окончил Калужский университет им. К.Э.Циолковского и получил диплом педагога-психолога. А дальше профессия его настолько захватила, что он занялся научной деятельностью.
На обработку данных 2 минуты вместо получаса
Четыре года назад родилась идея создать IT-помощника для школьных психологов. Некую программу, которая поможет с обработкой диагностик учеников. С приходом пандемии коронавируса, когда весь мир, и школы в том числе, ушли на дистанционку, тема стала особенно актуальна. В 2020 году идея Ярослава начала воплощаться в жизнь.
Он победил в олимпиаде «Я профессионал» по направлению специальное дефектологическое образование. И ему предложили поучаствовать в конкурсном отборе фонда «Талант и успех». Жюри не только присудили молодому педагогу грант в виде ежемесячной стипендии, но и дали право, как одному из победителей, воспользоваться информационной поддержкой фонда, получить консультационную и методическую помощь, принимать участие в международных и российских форумах.
Проект вскоре обрел команду и название — «Автоматизированная информационная система (АИС) для обработки данных психолого-педагогических тестов в образовательных организациях». Молодой педагог решил не просто разгрузить школьных психологов, перепоручив обработку диагностик, которую они проводили раньше вручную, компьютеру. Он задумал создать единый центр, единую базу, с помощью которой можно будет проследить психологические изменения любого ребенка, начиная от садика, заканчивая вузом.
Сейчас все данные, даже по одному человеку, разобщены. Где проводили диагностику, там она и хранится: часть в садике, часть в начальной школе, часть – в средней. А если подросток переводился из одного образовательного учреждения в другое неоднократно, цепочка еще длиннее.
Платформа, которую разрабатывает Ярослав вместе с командой из программистов, кандидатов наук в области психологии, дизайнеров, будет работать как единая система в формате удаленного сервера. Работают над ее созданием специалисты не только из Калужской области, но из Санкт-Петербурга и Москвы. Проект Ярослава поддерживают в Калужском Государственном Университете, курирует его там профессор доктор педагогических наук Валентина Александровна Макарова.
— Что дает наша Автоматизированная информационная система? С одной стороны разгрузит педагогов психологов – вместо 30 минут на обработку диагностик будет уходить всего две. Компьютер сам просчитает и сверит по формулам полученную учителем в ходе опроса, интервью или анкетирования информацию, распознает, есть ли риски девиантного поведения, определит уровень тревожности, мотивации к учебе.
Диагностика позволяет по определенным маркерам узнать, какие проблемы есть у подростка, конфликт дома или в школе.
— Возможно, в его жизни произошло какое-то событие, о котором взрослые не знают, но оно отражается на его поведении и успеваемости. Всё, чем живут наши дети, что их тревожит… А благодаря тому, что она станет автоматизированной, анализ можно вести гораздо быстрее, чем раньше, - объяснил Ярослав Паршин.
Команда проекта работает над тем, чтобы педагогам-психологам даже не пришлось вбивать данные анкет в компьютер – бумаги будут сканировать, а текст расшифрует система распознавания знаков.
С другой стороны автоматизированная система поможет отдельным ученикам и даже группе детей. Например, выявить наклонности к той или иной профессии:
— Есть диагностика на познавательные процессы, в каких областях деятельности человек более успешен. Например, ребенок, которому хорошо дается алгебра, может найти себя в близких науках о символах – лингвистике, допустим. Если у школьника абстрактное мышление, то это физика, и как ни странно, музыка, изобразительное искусство. Программа, конечно, не даст четкий ответ, в какой вуз отдавать ребенка, но обработав данные, полученные школьным психологом, поможет определиться с направлением обучения, дать совет родителям, — рассказал автор разработки.
Выявлять опасные явления среди молодежи
На основании результатов диагностики можно выявить суицидальные склонности подростка, зачатки девиантного поведения, а после – обсудить это с родителями, найти решение, изменить ситуацию.
Благодаря тому, что база будет единой, можно выявлять опасные явления в молодежной среде.
— Например, когда у целой группы детей поползли вверх показатели по уровню тревожности. Это все сразу будет видно в нашей системе. Это звоночек для углубленной диагностики и повод проанализировать ситуацию, возможно состояние детей изменилось под влиянием различных «групп смерти» в соцсетях. Все просчитывается математическим путем, - объяснил Ярослав Паршин.
По некоторым детям, которые в группе риска или на учете в ПДН, можно вести удаленный контроль и анализ.
— К серверу с информацией будут иметь доступ различные ведомства и структуры. Конечно, без согласия родителей, персональные данные и результаты диагностики в ведомства не передаются, - объяснил автор разработки.
Система может стать источником информации в изучении возрастных особенностей детей, поможет комиссии по делам несовершеннолетних, инспекторам ПДН вести профилактическую работу среди молодежи. На основе этих данных даже можно будет корректировать образовательные программы, и оказывать адресную медицинскую или социальную помощь семьям с детьми.
А еще данные (деперсонализированные – без информации о ребенке) могут обрабатывать муниципальные и региональные органы власти, чтобы посмотреть, в каком районе больше мотивация к учебе, а в каком меньше, где у детей более высокий уровень тревожности.
И в отличие от похожих программ – эта будет бесплатной и единой, сначала по одному пилотному региону, Калужской области, а затем ее смогут применять и в других областях страны.
— Мы уже больше половины диагностик подготовили. У нас есть домен, но материалы туда пока не загружали, идет отработка, - рассказал Ярослав. – Ожидаем, что через два года проект заработает. Хотя нам уже поступают предложения от школ из других регионов, где готовы воспользоваться новинкой.
👉 "ОТКРЫТЫЕ НКО" - подписывайтесь на наш канал и каждый день будьте в курсе новостей о Благотворительности в России.
Проект «Открытые НКО» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов 🤝