Давно я не писал про наши советские ВИА, у которых много поклонников. Но, как оказалось и много противников... Особенно, если относительно них я применяю термин «рок». Началось это с ВИА «Ариэль», которому больше всего досталось, особенно за их альбом «Русские Картинки». Его сравнивали с «Pictures at an Exhibition» группы ELP. Если музыканты «Ариэля» и проводили какие-то аллюзии между этими работами, то не для того чтобы посоревноваться со своими зарубежными коллегами. Иметь бы им в Челябинске такой арсенал аппаратуры, какой был у Эмерсона...
Надо же учитывать реалии в которых развивалась наша музыка, как могла развиваться рок-музыка в СССР, если её нельзя было исполнять на сцене и записывать на пластинках? Можно было уйти в подполье, но долго ли там просидишь? Кушать на что-то надо было. Да и за тунеядство могли привлечь. Вот и оттачивали музыканты своё мастерство и реализовывали таланты в официально разрешенных вокально-инструментальных ансамблях, которые прикреплялись к различным филармониям. Именно это давало возможность делать концертные программы и гастролировать по стране, и даже ездить за границу. Абсолютно все музыканты, работающие в ВИА, знали зарубежную музыку и все мировые тенденции. Вот и старались, в рамках заданных границ, сублимировать все полученные знания и выдавать их за советскую эстраду. От этого она становилась только лучше. Вот я и стараюсь найти интересные нетипичные аранжировки, которые использовали ВИА в своих произведениях.
Сегодня речь пойдет о ВИА «Поющие гитары». Это был один из первых наших профессиональных ансамблей, который образовался в 1966 году в Ленинграде. Группа была создана выпускником дирижёрско-хорового отделения музыкального училища при Ленинградской консерватории Анатолием Васильевым, который до этого играл на саксофоне в джаз-оркестре Станислава Пожлакова, играл на гитаре в джаз-оркестре Виталия Понаровского, был гитаристом ансамбля «Дружба», в котором делала свои первые шаги Эдита Пьеха. Руководил «Дружбой» Александр Броневицкий, а его брат Евгений Броневицкий стал работать с Васильевым в ВИА «Поющие гитары», которые были созданы в 1966 году. В первый состав вошли, кроме Васильева и Броневицкого, вокалистка Галина Баранова, гитарист и вокалист Владимир Калинин, пианист, клавишник Лев Вильдавский и на ударных инструментах был Сергей Лавровский.
Первоначально предполагалось, что ВИА «Поющие гитары» будут заниматься обработкой западных хитов и играть песни с современными ритмами. Вообщем-то они и стали известными интерпретаторами западных хитов, взять хотя бы вещи из репертуара группы «The Shadows» и их знаменитую «Apache». Но, известная "болезнь" наших групп, как то нестабильность состава, не давали возможность сформировать целостный репертуар.
Но, вот сегодня обращаю внимание на пластинку-миньон, которая вышла в 1971 году под названием «Проводы». У неё было несколько вариантов оформления конвертов, я же приведу конверт Ленинградского отделения фирмы Мелодия.
На ней обращу внимание на заглавную композицию «Проводы». Композиция начинается с гитарного соло в лучших традициях хард-рока. Со вступлением вокалиста, к ансамблю присоединяются клавишные. В голосе вокалиста слышится некоторая патетика. Припев, как это водится у ВИА, исполняется многоголосием. Иногда свои вкрапления делает трубач. Красивые вставки на клавишных, сумасшедшие ударные и постоянно меняющийся темп, явно создают некую психоделию. Вокалист тоже постоянно меняет манеру исполнения. Чем не рок?
Видео с сайта www.youtube.com, канал: Сергей
Удивительно, что автором музыки данной песни был ленинградский композитор Александр Колкер, который писал песни для Эдуарда Хиля, Анны Герман и своей жены Марии Пахоменко. И для других конечно, но рок-музыка в его творчестве явно не входила в круг его интересов. Но, музыканты ВИА «Поющие гитары» сделали потрясающую аранжировку и песня стала совершенно неузнаваемой.
Буду рад узнать ваше мнение. Пишите комментарии, анализируйте, оценивайте.
Можно почитать также следующие статьи:
- Рок в СССР. ВИА «Ариэль» и песни Советских композиторов. «Где Ждет Любовь». Часть II.