Найти в Дзене

Что такое дисциплина и какова её роль в образовании?

Оглавление

Актуальность данной темы заключается в том, что термин «дисциплина» давно и прочно закрепился в образовании, однако немногие знают, какой смысл он несёт и как применить его в педагогическом процессе.

Обозначим, что главной целью данной статьи является определение действительной сущности дисциплины, рамок применения данного понятия и возможных методов повышения самодисциплины.

На просторах интернета мы можем встретить следующие определения:

· Дисциплина — поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

· Дисциплина - это насилие необходимое для эффективного управления.

Однако, первоначально с латыни «дисциплина» переводится как «учёба, воспитание, школа». В истоках не указывалось, кто и кого воспитывает, чему обучает. В реальной ситуации педагоги часто оперируют подобным высказыванием, обращаясь к ученикам: «У вас отсутствует дисциплина». Имеется в виду, что ученик не обладает достаточным самоконтролем, силой воли, терпением, саморегуляцией поведения и тд. В школьном образовании дисциплину трактуют, как смиренное подчинение общим правилам, следование указаниям. Однако, никто не задумывается, что это может привести к несамостоятельности подрастающего поколения, которое привыкает в школе действовать по определённому кем-то плану, не умеет принимать собственные решения.

И сейчас стоит обратить внимание на то, как дисциплина трактуется в психологии. Дисциплина, по мнению психологов, – это самоорганизация, контроль над своими действиями, способность отказываться от ненужного, не отвечающего требованиям к повторяемым действиям, направленным на достижение конечного результата. Ключевым в этом понятии является его обращённость к самому себе, к собственной личности, направление на изменение себя, а не окружающих. В сегодняшней ситуации, где педагогам необходимо учитывать снижающуюся самостоятельность школьников, необходимо транслировать важность именно самодисциплины. И в этот момент остро встаёт вопрос, а как же развивать самодисциплину.

Во-первых, кто, если не мы – взрослые - родители и педагоги покажем на личном опыте важность быть организованным и дисциплинированным? Сделаем лирическое отступление и постараемся вспомнить, как часто мы позволяем себе делать что-то не очень приятное, утомляющее, не интересное.

Ответьте себе на следующие вопросы.
1. Принимаете ли Вы душ ежедневно?
2. Встаете ли каждый день в одинаковое время? И по выходным?
3. Есть ли вредные привычки (курение, алкоголь, пристрастие к сладкому либо кофе), от которых планировали избавиться?
4. Всегда ли на рабочем месте чисто?
5. Наведен ли порядок дома?
6. Всегда сдерживаете обещание другому человеку? А себе?
7. Занимаетесь физкультурой хотя бы 2 раза в неделю?
8. Вы быстро и легко ежедневно сосредотачиваетесь на выполнении рабочих обязанностей?
9. Имеются ли четкие цели в жизни, зафиксированные на бумаге?
10. Вам нравится ваш внешний вид сейчас?
11. За последние полгода вы привили себе хотя бы одну полезную привычку?
12. У вас нет долгов?

Если вы ответили «Да» на 9 и более вопросов значит, у вас нет проблем с самодисциплиной, и вы без проблем сможете научить организовывать себя молодого человека. В остальных случаях данная статья будет полезна и вам, примите это, как шанс стать лучше и сделать вклад в успешное будущее.

Во-вторых, к счастью, дисциплинированность – это приобретаемая поведенческая модель, которую можно развивать самостоятельно. Далее рассмотрим несколько способов повышения уровня самодисциплины.

1. Принять недостатки.

Да, это сложно, но нужно признаться себе, что не хватает организованности, самоконтроля и регуляции. Никто из нас не идеален и это нормально. Осознание проблемы – первый шаг к её решению. Этому же необходимо научить и детей, признавать свои слабости и не бояться работать над ними.

2. Ставить цели.

Записывайте все цели и желания, на день, на месяц, на год, на жизнь. В свободное время прокручивайте в голове план по достижению этих целей. Постоянное присутствие образа в мыслях обязательно заставит вас начать действовать в необходимом направлении.

3. Включать полезные привычки.

Выберете для себя полезную привычку, которая поможет вам стать лучше и достичь желаемого. Учёные считают, что для прочного утверждения привычки в нашей жизни необходимо подконтрольно соблюдать её 21 день. В течение трёх недель отмечайте в трекере выполнение этой привычки.

4. Хвалить себя.

Любое изменение – это работа, за которую нужно получать вознаграждение. Хвалите себя за малейшие успехи. За крупные изменения позволяйте себе небольшой отдых или приятное вознаграждение

5. Жить по распорядку.

Нет, речь не о жёстком графике, в котором вы не успеваете выдохнуть. Но быть организованным намного легче, когда день расписан по часам и вы чётко видите, когда сможете отдохнуть, а когда необходимо усиленно поработать.

6. Фокусироваться на результате.

Главное – помнить, что ваша цель – стать организованнее, дисциплинированнее и сильнее, чтобы в будущем быстрее и чётче добиваться успехов и брать новые вершины. Каждый раз, когда вам хочется опустить руки и бросить всё, вспоминайте, ради чего вы начинали.

Подводя итоги, следует вспомнить, что педагог в воспитательном процессе – это, прежде всего наставник, не указывающий, а направляющий. В современном мире, где авторитет учителя строится на его личностных качествах, особую важность имеет пример и собственный опыт педагога. Именно поэтому самодисциплина является приоритетным качеством каждого взрослого, желающего воспитать достойное поколение. Обобщим понятие «дисциплина» обратившись к знаменитому оратору Джону Максвеллу. В его понимании дисциплина - решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Так, мы делаем вывод, что дисциплина в воспитательном процессе имеет право на применение только с приставкой « -само», в первую очередь для самого педагога. Меняя себя, мы меняем будущее наших детей.