Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Шопен Фредерик Франц - «фортепианный бард». Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века).

Все наиболее любимые произведения Шопена относятся к разряду миниатюр. В них Шопен говорит со своими слушателями не как оратор, а как близкий приятель, рассказывающий о своих личных переживаниях. Большая часть произведений Шопена написана для фортепиано. А.Г. Рубинштейн называл Шопена - «фортепианным гением», «фортепианным рапсодом», «фортепианным бардом».

Шопен Фредерик Франц - «фортепианный бард». Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века).

22 февраля 1810 года – 17 октября 1849

Немного о семье Ф.Шопена:

Родина Шопена - Желязова Воля, деревня на берегу реки Утраты недалеко от Варшавы, поместье находилось во владении графов Скарбек.

Прадед Ф.Шопена – Николай Шоп (Szop ) был придворным короля Станислава Лещинского, впоследствии губернатора Лотарингии. В Люневиле прадед композитора вместе со своим приятелем Яном Ковальским, стал заниматься виноторговлей, основав фирму «Ферран и Шопен» (по-польски Каваль – кузнец – ferrant ). Николай Шоп был женат на француженке, их сын - Жан-Жак Шопен поменял виноторговлю на педагогику, поселился в Меце, а затем переехал в Нанси, где и родился его сын Николай Шопен, отец композитора. Старший из сыновей Жан-Жака Шопена был каноником в Нанси.

Отец Ф.Шопена – Николай Шопен, (1770-1844) родился 17 апреля 1770 года в Нанси. В 1787 году переезжает в Польшу, здесь он гувернерствует в лучших аристократических домах. В доме графини Луизы Скарбек, где он занимается с детьми графини, Николай Шопен знакомится с будущей матерью композитора – Юстиной Кржижановской, полькой-дворянкой, домоправительницей, дальней родственницей графини Скарбек. В 1806 году они венчаются в церкви села Брохов. Николаю Шопену в это время было 36 лет, а его жене 24 года. Молодые жили в небольшом одноэтажном деревянном флигеле графского дома, где 22 февраля 1810 года в шесть часов пополудни родился Фредерик Шопен. У Николая Шопена, кроме Фредерика, были еще три дочери: Людвига – 1807 года рождения, Изабелла – 1811 года рождения и Эмилия 1813 года рождения.

-2

Немного о биографии Ф.Шопена:

Ф.Шопен родился 22 февраля 1810 года в шесть часов пополудни в доме графов Скарбек в деревни Желязова Воля. 23 апреля 1810 года в приходской церкви Брохова состоялось крещение будущего композитора, при котором он получил имена Фредерик-Франц - в честь графа Фредерика Скарбека и заместившего его в качестве крестного отца Франца Грембецкого, крестной матерью Фредерика была старшая дочь графа – Анна Скарбек.

Детство и юность Ф.Шопена прошло в Варшаве, куда через несколько месяцев после рождения Фредерика переехала семья Николая Шопена. В Варшаве Николай Шопен преподавал французский в местном лицее, в этом лицее позднее Фредерик получил общее образование.

Музыкальные способности у Ф.Шопена проявились рано, он охотно играл и импровизировал. Уже в девять лет он публично выступает в Варшаве. В десять лет он пишет марш, который посвящает князю Константину Павловичу, этот марш несколько раз исполнялся военным оркестром ( марш не был напечатан). Технику игры на фортепиано Шопену преподавал один из лучших учителей Варшавы - Войцех Живный. В 1826 году шестнадцатилетний Шопен поступает в Варшавскую Главную школу музыки ( Варшавская консерватория), на старший курс композиции. В эти года Шопен был уже признан, как «лучший пианист Варшавы», и фортепианной игре ему не надо было учиться. Ф.Шопен поступает в класс профессора Иосифа Эльснера, который не стеснял творчество Шопена, предоставил ему полную свободу выбора. На все упреки И.Эльснер отвечал: « Оставьте его в покое, он не идет обычным путем, но и талант у него необычайный. У него свой путь ». С Иосифом Эльсером, директором Варшавской консерватории, Шопен прошел полный курс контрапункта и теории композиции.

В 1828 году, его отец, желая развить музыкальный талант сына, отправляет Фредерика заграницу. Он писал Ф.Шопену – « Знакомство с знаменитыми артистами, разговоры с ними, исполнения ими своих произведений и их опыт, могут быть очень полезны для молодого человека, пробивающего себе дорогу». Совершив несколько концертных поездок в Германию и в Богемию, в 1829 году Шопен отправляется в Вену, а затем в Париж, где он знакомится с Ф.Листом.

Ф.Шопен в семье кн.Антона Радзивилла (1829 год) (с картины Г. Семирадского)
Ф.Шопен в семье кн.Антона Радзивилла (1829 год) (с картины Г. Семирадского)

Ф.Шопен и Жорж Санд:

Ф.Шопен всегда имел успех у женщин. Из бесчисленных романтических увлечений Шопена, до его романа с Жорж Санд сохранилась история его любви к Марии Водзинской, сестры его товарища по лицею. Шопен сделал ей предложение, но ее родители не дали согласия на брак, они не одобряли брак дочери с артистом. Шопен посвятил Марии вальс, который она потом назвала « L ﹸ Adieu ».

В 1837 году Ф.Лист знакомит Шопена с популярной в те года французской писательницей Жорж Санд. Вскоре знакомство перешло в привязанность, которая продлилась восемь лет (1838-1847 года). Сильная, мужественная натура Ж.Санд и мечтательная натура Шопена, контрастируя друг другу, вместе с тем оказались притягательной силой, связавшей обоих художников. Отношения их до известной степени напоминали отношения матери к сыну. Ж.Санд окружила Шопена заботами, в которых он в это время нуждался. Разочарования, начавшаяся болезнь, смерь отца в 1844 году, он переносит с меньшими страданиями, благодаря участию Ж.Санд. Под кровом ее дома он чувствовал себя как в родной семье. Семья Шопена, знавшая об их отношениях, была признательна Ж.Санд и относилась к ней с симпатией. В январе 1841 года Н.Шопен писал сыну: «Мы очень рады, что ты так окружен заботами, как пишешь нам; но нам хотелось бы узнать что-нибудь об этой дружбе».

Ф.Шопен. Рисунок Жорж Санд.
Ф.Шопен. Рисунок Жорж Санд.

Жорж Санд находила в своих чувствах к Шопену много материнского и постепенно охладела к нему, ей надоел вечно больной Шопен, она потеряла даже жалость к слабому больному человеку, сделавшемуся нервным и раздражительным. Как раньше она разбила жизнь поэта Альфреда де-Мюссе, воспользовавшись этим эпизодом своей жизни для написания романа « Elle et Lui », где очернила Мюссе, так она разбивала сердце Шопена, изобразив прошедшую свою любовь к нему в новом романе « Lucrezia Floriani ». В романе Шопен в лице князя Кароля изображен благородным, любящим, но под конец больным, капризным, несправедливым и подозрительным. Лукреция (Жорж Санд) - известная артистка, жертвует всем для Кароля, переносит он него всевозможные унижения, оскорбления; она уже не любит его, но продолжает заботиться о нем. Тем не менее, ее личность раздавлена и она умирает. Шопен, хотя и понял эти намерения, но продолжал прежнюю жизнь, которая становилась уже невыносимой. Сорокатрехлетняя Жорж Санд не стесняясь заводила любовные интриги, и вскоре в 1847 году произошел полный разрыв их отношений. А через два года Ф.Шопен умер.

Ж.Санд.
Ж.Санд.
Ж.Санд
Ж.Санд

Немного о жизни Ф.Шопена:

Лето Шопен обычно проводил в имении Жорж Санд, в замке Ноан. Здесь он написал почти все произведения, изданные им в период 1839-1847 годов. Замок Ноан – простой дом незатейливой архитектуры, окруженный большим парком. Неподалеку от парка протекала, окаймленная тенистыми вязами, река Индра. Кругом во все стороны расстилались поля и зеленеющие холмы. В Париже Шопену трудно было писать: уроки и масса знакомых постоянно отвлекали его.

Замок Nohant (Ноан) Жорж Санд (1850 год)
Замок Nohant (Ноан) Жорж Санд (1850 год)

Зимой Шопен был занят уроками с многочисленными, обычно за уроки он брал не менее 20 франков за час, но особенно-талантливых учеников, обучал бесплатно. Любимым его ученик - Адольф Гутман был предан Шопену до конца жизни.

Хотя сочинения Шопена хорошо продавались и приносили ему большие доходы, но он постоянно нуждался в деньгах. Шопен совсем не умел распоряжаться деньгами. Он любил роскошь и никогда ни в чем себе не отказывал, кроме своих прихотей он много тратил на благотворительность, любил делать подарки своим друзьям и родным, разбрасывая деньги направо и налево. Лакею он платил огромное жалованье. Ж.Санд шутя, писала: «Шопена нужно отдать под опеку, потому что он платит своему лакею более, чем получает средний журналист». В другом письме Ж.Санд сообщает: « Шопен однажды подарил моей служанке, которую он очень любил – шаль, стоившую около 100 франков».

-8

Ф.Шопен – композитор:

Первые годы жизни в Париже Шопен много играл на концертах, но с 1835 года совсем отказался от карьеры виртуоза и всецело отдался своим композициям и урокам.

Шопен не был создан для хлопотливой карьеры виртуоза. Он говорил Ф.Листу: « Я не способен давать концерты; толпа смущает меня, я задыхаюсь от ее дыхания и чувствую себя парализованным от ее любопытных взглядов. Эта масса чужих лиц делает меня немым». Именно потому, что Шопен чувствовал себя чуждым всей этой толпе, он никогда не умел воодушевить ее и не имел такого успеха, как Ф.Лист. Шумные триумфы Листа были одной из причин, побудивших Шопена отказаться от концертов.

Все произведения Шопена можно разделить на два периода: те, которые написаны в молодости, имеют преимущественно виртуозный характер и на них лежит сильно национальный отпечаток и те произведения, которые написаны в Париже и в замке Ж.Санд, они имеют более субъективный нежный поэтический характер.

Как композитор, Шопен начал приобретать известность только с 1833 года, когда в печати появились несколько его ноктюрнов, трио для фортепиано, виолончели и скрипки, концерт E - moll ор.11, посвященный Ф.Калькбреннеру и др.

Все наиболее любимые произведения Шопена относятся к разряду миниатюр. В своих миниатюрах Шопен говорит со своими слушателями не как оратор на большом собрании, а как близкий приятель, рассказывающий о своих личных переживаниях. В мазурках он передает свои воспоминания о счастливой поре своей жизни в деревенской обстановке, когда он слушал польские народные песни.

Большая часть произведений Шопена написана для фортепиано.

Ф.Шопен. ( А.Кольберга)
Ф.Шопен. ( А.Кольберга)

Мазурки:

Ярко национальный характер носят его знаменитые мазурки (52 произведения). При своей многочисленности мазурки поражают своим разнообразием. Одни – героического характера, другие полны скорбного чувства по родине. В одних меланхолия, нежность, грация, в других – беспечность, жизнерадостность, иногда безудержное веселье. Часто в мазурках настроение резко меняется. С технической стороны мазурки не представляют особых трудностей для исполнения. Народный элемент сказывается в мазурках не только в мелодиях, но и в гармонизации.

Полонезы: Шопен написал двенадцать полонезов (один ор.22, Es – dur с оркестром).

Полонез A - dur ор.40 и As - dur ор.53– дышат национальной гордостью, написаны как бы для сопровождения парадного шествия рыцарей и дам и напоминают яркую картину полонеза, нарисованную А.Мицкевичем на последних страницах «Пана Тадеуша». Полонез-фантазия ор.61 (As - dur ) написан в последние годы жизни композитора, считается одним из сильных произведений Шопена. Полонез полон болезненного чувства навеки разбитых надежд, мрачного отчаяния, воспоминаний невозвратного утраченного счастья. В полонезе слышатся сдержанные рыдания, слезы, слышится и ропот народа. Заканчивается фантазия триумфально, но этот триумф не относится к настоящему.

Вальсы, их пятнадцать, – красивы, изящны, но не выходят из разряда салонных пьес легкого жанра, лишены банальности, иногда написаны в шутку, как вальс ор.64 Des - dur , «в честь» любимой собачки Жорж Санд.

Этюды, их 27, внесли много нового в технику фортепианной игры. При исполнении их пианисту почти всегда приходится преодолевать значительные трудности, но эти трудности - только средство для выражения поэтических замыслов автора.

Прелюдии, их 25, одни они уже могли бы обессмертить имя Шопена. Каждая из них, по замечанию Жорж Санд – «целая поэма». Прелюдии очень лаконичны, например, одна из них A - dur имеет всего 16 тактов.,

-10

Ф.Шопен – пианист. Воспоминания современников:

Франц Лист: « Великий артист очаровательно передавал в своей игре что-то вроде возбужденного трепета, застенчивого, задыхающегося, который подступает к сердцу, когда воображают себя в присутствие сверхъестественных сил, таких существ, разгадать которые не умеют или не знают, как за них взяться, как их обнять и как зачаровать ».

Р.Шуман, вспоминал исполнение Шопеном его этюда As - dur (из 12 этюдов ор.25): «Представьте себе эолову арфу, имеющую все тоны нашей гаммы, представьте, что эти тоны выбираются и выбрасываются рукой артиста во всевозможных фантастических арабесках, но так однако, что все время слышится основной нижний тон, а наверху, нежно-льющаяся мелодия – и вы будете иметь приблизительное представление о игре Шопена».

Ф.Шопен
Ф.Шопен

Воспоминания учеников Шопена:

Адольф Гутманна: « он играл обыкновенно очень спокойно, редко доходил до фортиссимо и никогда не прибегал к трескучим эффектам».

Ж.Матиа : « Шопен обладал необходимой силой, выступавшей, однако, только в сильных бликах».

К.Микули : « Мужественная, благородная энергия без какой бы то ни было грубости и нежность без жеманства его душевного исполнения увлекали слушателей».

Фридрик Никс : «Шопен обладал особенным умением действовать педалью и был одним из первых пианистов, которые стали предъявлять к педали большие требования и считать необходимыми обозначения педали и в сочинениях».

Последние дни жизни Ф.Шопена и его смерть:

Весной 1846 года Шопен едет в Англию, где дает с успехом несколько концертов, и получает несколько хорошо оплачиваемых уроков. Но холодный и сырой климат Англии становится настолько невыносим для него, что Шопен возвращается в Париж. В Париже, Шопен сразу слег в постель, друзья, увидев его, пришли в ужас. Путешествие в Англию подействовало на композитора губительно. Последние десять месяцев жизни Шопена в Париже были медленным угасанием от чахотки. Почти все время он лежал в постели. В это время он написал две мазурки G - moll и F - moll . Последние дни с ним безотлучно находился его любимый ученик Гутман.

Шопен умер в ночь с 16 на 17 октября 1849 года. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.