Говорят, что время летит незаметно. Так кажется, когда вспоминаешь прошлое, прожитые годы, свое детство. И чем старше становишься, тем сильнее обостряется ощущение быстротечности времени. А если задуматься – вроде, не так давно мы были детьми. Выходили во двор, играли с друзьями, пока не стемнеет. Я до сих пор помню все игры, в которые мы играли. Сегодня, как мне кажется, ребятни во дворе стало меньше. Может, игры у современных детей другие? Об этом, собственно, речь и пойдет.
Каждый день после школы мы непременно собирались с друзьями во дворе. Удивительно, но нам даже в голову не приходило пойти домой покушать, сесть за телевизор и просидеть так до программы «Спокойной ночи, малыши!», чтобы потом услышать: «Все, детское время кончилось!». Для нас существовал неписаный закон – покушать и выйти во двор. Там уже собиралась компания друзей и подруг.
– Ну, во что играть будем? – спрашивал заводила Гайка. – Может, начнем с догонялок?
Догонялки – игра известная и вам наверняка знакомая. Выбирался тот, кто будет «галить» (я так понимаю, этот глагол является синонимом слова «водить»). Затем все дети разбегались врассыпную. Галящий должен был догнать кого-либо, дотронуться до него, и потом они уже вдвоем ловили остальных детей. Так – до тех пор, пока не переловят всех.
Галящий тоже выбирался не абы как. Здесь существовало множество игровых вариантов. Вот, к примеру, два самых распространенных: «камень – ножницы – бумага» (объяснять тут вроде не нужно, так как игра уходит корнями дальше, чем мое детство) и какая-нибудь считалочка вроде «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…». На ком заканчивалась считалочка, тот и должен был водить. При всей своей простоте, догонялки были одной из самых наших любимых игр. Тем более что существовали и более сложные модификации догонялок, с новыми правилами и условиями игры.
Подвижных игр было столько, что не счесть. И, вспоминая, как мы играли в ту или иную игру, я думаю – как это было чертовски здорово!
Из неподвижных игр, подразумевая шашки, шахматы и всевозможные карточные игры, особо хочется отметить игру в фантики. Было такое время, когда дети коллекционировали фантики от жвачек «Turbo», «Love is…», «Bom Bim Bom», «Tipi Tip» и других. Игра заключалась в следующем: на мой фантик сверху ложился фантик оппонента, затем нужно было резким хлопком ладони по фантикам перевернуть их. Если это удавалось – фантики переходили к победителю, если же нет – ход передавался оппоненту. Таким образом, можно было выиграть очень много замечательных фантиков. Или, наоборот, проиграть их. Так или иначе, страсти вокруг этих фантиков разгорались нешуточные.
Были в моем детстве игровые автоматы, в которые можно было играть в кинотеатре перед просмотром какого-нибудь индийского фильма или боевика. Но автоматы требовали денег, а деньги были не всегда. Где-то в конце 80-х я впервые попробовал поиграть в компьютерную игру. Помню только, что игра была на аудиокассете и называлась «Каратека». Но при этом «компьютер» нас нисколько не затягивал, и дворовые игры продолжались в прежнем режиме.
В 90-е годы в моих руках оказалась приставка «Денди». О ней тогда грезили все дети. Играли в нее до посинения, но при этом дворовые игры также не забывались и продолжались в прежнем режиме. В 1998 году мы сменили 8-битную «Денди» на 32-битную «Сегу» и уже играли, пока не становились фиолетовыми. Дворовые игры нас уже интересовали меньше. Списать это на то, что мы повзрослели, не получается. Ведь раньше, скажем, в 60-е, в дворовые игры с удовольствием играли без исключения все взрослые.
Где-то в 2002 году я сидел за монитором компьютера и играл в «Алису» от «МакГи». Если кто помнит, это жуткая, но удивительно красивая и увлекательная игра. Позже появились всевозможные GTA, Far Cry, NFS, Morrowind и прочие. Выйти на улицу и поиграть в городки или лапту уже казалось немыслимым. Из игр прошлого мы могли уделить время лишь шахматам или картам, да и то найти оппонента было уже гораздо сложнее. Все отнекивались, мол: «Погоди, у меня тут в War Craft заварушка!»…
Вот мы и приблизились к дням сегодняшним. Современные дети живут в эпоху продвинутых технологий. У них есть все, чего были лишены предыдущие поколения детей: компьютерные игры, mp3, бесконечные мультики по кабельному (а ведь в моем детстве мультика ждали целую неделю!) и многое другое. Из всего вышесказанного видно: чем больше развивалась техника, в особенности компьютерная, тем меньше игры на свежем воздухе были нам интересны.
Таким образом, игры во дворе уже стали совсем не те, что раньше. В каком-нибудь селе еще можно наблюдать ребятню за общей игрой, но в городе это представить сложно. Да и родители уже не горят желанием, чтобы дети уходили на улицу и возвращались, когда стемнеет. Так дети и растут на развивающих играх за монитором компьютера. Общаются, конечно, – в садике или в школе. Но ведь общение во дворе, без взрослых, по своим детским законам, – это совсем другое. И те, кто в детстве много времени проводили на улице с друзьями, меня понимают.
Нужно возрождать культуру дворовых игр, обучать детей играм, в которые вы сами играли в детстве. И стараться, хоть и под присмотром, отпускать детей во двор. Только так из них вырастут социально развитые и коммуникабельные личности. Мне кажется, если с детства начать общение с друзьями по сети и общаться исключительно в виртуальных мирах, то все это может привести к каким-то комплексам. Эти дети вырастут, но вспоминать они уже будут только ICQ, игры в он-лайн с друзьями и форумы…
Айваз ГАЛЯУТДИНОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!