43 подписчика

Барнаульский речной порт. Судьба здания Речного вокзала.

237 прочитали

В этой работе я хотел бы рассказать об одной из визитных карточек нашей Краевой столицы – здании Речного вокзала.

Здание ООО «Барнаульский речной порт» находится недалеко от устья реки Барнаулки, на берегу Оби, практически в центре города. При въезде в город по Новому мосту, оно довольно хорошо просматривается, что и делает его визитной карточкой города.

Общая картина, которая открывается с Нового моста приезжающими в Барнаул, содержит в себе по правой стороне – здание Речного вокзала, бизнес-центр «Парус» и ЖК «Аквамарин», по левой стороне – Нагорный парк, набережную и буквы «Барнаул».

Правая сторона с Нового моста.
Правая сторона с Нового моста.
Слева высотное здание – это 11-ти этажный Бизнес-центр «Парус», 2006 г. Малое строение перед ним – бывший Клуб-ресторан «Парус» (ныне River holl). Здание представляет собой трехуровневый «корабль». Чуть правее – ещё одно 7-ми этажное здание Бизнес-центра «Бриг», 2015 г. И, конечно же, три здания-близнеца – жилищный комплекс «Аквамарин», представляющий собой три монолитные 24-х этажные высотки с пентхаусами, оборудованными частными смотровыми площадками, 2010–2014 гг. В советское время на месте ЖК располагалась городская речная пристань и дебаркадеры (плавучая пристань, причальное сооружение).
Слева высотное здание – это 11-ти этажный Бизнес-центр «Парус», 2006 г. Малое строение перед ним – бывший Клуб-ресторан «Парус» (ныне River holl). Здание представляет собой трехуровневый «корабль». Чуть правее – ещё одно 7-ми этажное здание Бизнес-центра «Бриг», 2015 г. И, конечно же, три здания-близнеца – жилищный комплекс «Аквамарин», представляющий собой три монолитные 24-х этажные высотки с пентхаусами, оборудованными частными смотровыми площадками, 2010–2014 гг. В советское время на месте ЖК располагалась городская речная пристань и дебаркадеры (плавучая пристань, причальное сооружение).
Левая сторона с Нового моста. На фотографии хорошо видна часть Нового Обского автомобильного моста, 1997 г. Его длина – 943 м.
Левая сторона с Нового моста. На фотографии хорошо видна часть Нового Обского автомобильного моста, 1997 г. Его длина – 943 м.
Барнаульская набережная не может похвастаться своими размерами. Она даже не доходит до Нового моста, не говоря уже о здании Речного вокзала. Строилась набережная с 2015 по 2018 гг. Длина прогулочной зоны – 514 м. Высота букв «Барнаул» – 7 м.
Барнаульская набережная не может похвастаться своими размерами. Она даже не доходит до Нового моста, не говоря уже о здании Речного вокзала. Строилась набережная с 2015 по 2018 гг. Длина прогулочной зоны – 514 м. Высота букв «Барнаул» – 7 м.
Нагорный парк. С 1772 г. на территории Нагорного парка было расположено Нагорное кладбище, а с 1956 по 1992 гг. действовала выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).
Нагорный парк. С 1772 г. на территории Нагорного парка было расположено Нагорное кладбище, а с 1956 по 1992 гг. действовала выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Для начала познакомимся с основанием самого Речного порта в нашем городе.

История возникновения Речного порта Барнаула.

До середины XIX в. движение судов и лодок по реке Оби в районе Барнаула было незначительным. В основном к берегу причаливали плоты и подгонялся лес, который сплавляли по реке. Положение изменилось с появлением пароходов: впервые в 1854 г. по воде до Барнаула добрался томский купец Хаминов на своем судне «Ермак». А в 1889 г. в городе появился собственный пароход «Заметный», мощностью 240 л/с., принадлежащий Функу и Щербакову. Это был самый крупный на тот момент пароход в Обь-Иртышском бассейне.

Со строительством железной дороги Екатеринбург–Тюмень в 1885 г. между Уралом и Сибирью сложился железнодорожно-водный транспортный путь. В 1897 г. была издана первая лоцманская карта Оби с нанесёнными на ней бровками, форватерами и знаками, введена сигнальная и судоходная обстановка на реке. Теперь уже р. Обь становится безопасной для судоходства. В Бобровском Затоне с 1890-х гг. разместились ремонтные базы судов. Из Барнаула отправлялось зерно и другие продукты сельского хозяйства. Масштабы грузовых и пассажирских перевозок выросли в несколько раз после пуска в 1896 г. железной дороги Челябинск–Обь. Среднегодовой грузооборот барнаульской пристани за 1904–1910 гг. составил 5,7 млн. пудов, а в урожайные годы этот показатель возрастал до 7–9 млн. пудов.

На берегу Оби в это время размещалось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских компаний. Между Барнаулом и другими пристанями Оби курсировало 39 пароходов, барж и больших лодок. Обострение конкуренции между алтайскими и тюменскими компаниями привело к объединению барнаульских и новониколаевских пароходчиков в монополию – «Соединенную пароходную компанию» с общим капиталом 1,5 млн. руб.

В 1915 г. происходит уменьшение речного движения по Оби, обусловленное открытием Алтайской железной дороги, которая взяла на себя часть грузов и пассажиров.

Возврат к прежним объёмам перевозок произошёл лишь в 1950-е гг. Появились новые теплоходы, береговые и плавучие краны. Была улучшена судоходная обстановка в районе порта, создана база для зимовки судов – так называемый «Барнаульский ковш». Здесь и размещался первый (или старый) Речной вокзал Барнаула. Как и многие строения в городе, здание Речного вокзала было деревянным и представляло собой дебаркадер на железобетонном основании с кассами, буфетом и залом ожидания на 150 чел. На сегодняшний день на его месте остались лишь лестница и бетонное основание.

Первое здание Речного вокзала Барнаула, 1939 г.
Первое здание Речного вокзала Барнаула, 1939 г.

В 1980-е гг. ежегодный грузооборот порта составлял 4,7 млн. т., пассажироперевозки – 1,5 млн. чел. В 1985 г. было построено современное здание Речного вокзала, основная речь о котором пойдёт в нашей работе. В состав предприятия входили: 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы. Многие виды водного пассажирского транспорта швартовалось к Речному вокзалу, это, например, были и «Ракеты», «Кометы», «Москва» и др.

В 1990-х гг. объёмы грузовых и пассажирских перевозок резко упали. Большое количество судов стали непригодны к эксплуатации.

Современное положение речного порта Барнаула.

На сегодня осталось лишь три пассажирских теплохода в составе порта. Первый из них – Прогулочный теплоход «Москва-207».

Прогулочный теплоход «Москва-207» был построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1988 г. На тот момент его владельцем стал ГП «ЗСРП МРФ РСФСР», а оператором ГП «Барнаульский РП ЗСРП МРФ РСФСР», в 90-е владельцем стал ОАО «ЗСРП»	, а оператором ООО «Алтайречфлот». Сейчас же владельцем и одновременно оператором является ООО «Барнаульский речной порт». Аналогично и со всеми теплоходами, приведенными ниже.
Прогулочный теплоход «Москва-207» был построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1988 г. На тот момент его владельцем стал ГП «ЗСРП МРФ РСФСР», а оператором ГП «Барнаульский РП ЗСРП МРФ РСФСР», в 90-е владельцем стал ОАО «ЗСРП» , а оператором ООО «Алтайречфлот». Сейчас же владельцем и одновременно оператором является ООО «Барнаульский речной порт». Аналогично и со всеми теплоходами, приведенными ниже.
 В этой работе я хотел бы рассказать об одной из визитных карточек нашей Краевой столицы – здании Речного вокзала.-10

Второй из них – Прогулочный теплоход «Москва-176».

Прогулочный теплоход «Москва-176» был построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1986 г.
Прогулочный теплоход «Москва-176» был построен на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 1986 г.
 В этой работе я хотел бы рассказать об одной из визитных карточек нашей Краевой столицы – здании Речного вокзала.-12

Третий из них – Прогулочный теплоход «ПТ-68».

Прогулочный теплоход «ПТ-68» был построен на ГП «Самусьской ремонтно-эксплуатационной базе флота ОРП МРФ РСФСР» в 1963 г. Был приписан поначалу к Томску (оператор ГП «Пристань Томск ОРП МРФ РСФСР»), затем к Беляю (оператор Порт Беляй ЗСРП МРФ РСФСР).
Прогулочный теплоход «ПТ-68» был построен на ГП «Самусьской ремонтно-эксплуатационной базе флота ОРП МРФ РСФСР» в 1963 г. Был приписан поначалу к Томску (оператор ГП «Пристань Томск ОРП МРФ РСФСР»), затем к Беляю (оператор Порт Беляй ЗСРП МРФ РСФСР).

Маршруты и цены на них, 2021 г.

От Речного вокзала Барнаула начинаются прогулочные маршруты и осуществляются пассажирские перевозки по нескольким направлениям:

1. Барнаул – Рассказиха – Барнаул: цена билета 90 руб.;

2. Барнаул – Бобровка – Барнаул: цена билета 78 руб.;

3. Барнаул – Кокуйское – Барнаул: цена билета 160 руб.;

4. Прогулочный теплоход «Москва-207»: цена билета 300 руб. (150 руб. детский.

Аренда теплохода на 1 час:

– Теплоход «Москва» – 15 000 руб.

– Теплоход «ПТ-68» – 5 000 руб.

– Грузовые перевозки представлены, в основном, сыпучими строительными материалами – песок, щебень, уголь и т. д.

Как становится ясным, многие маршруты уже давно не используются, да и нет того крупного состава судов, что был раньше. Не осталось и никакой базы для их серьёзной модернизации.

Теперь переходим непосредственно к рассказу о судьбе здания Речного вокзала.

 В этой работе я хотел бы рассказать об одной из визитных карточек нашей Краевой столицы – здании Речного вокзала.-14

Здание Речного вокзала – это памятник советского модернизма восьмидесятых годов, хоть и не закреплённый в реестре значимых культурных объектов города.

Здание имеет два этажа и цоколь. На уровне второго этажа расположена наблюдательная обзорная площадка, с которой как на ладони раскрывается вид на Обь. В советское время внутри вокзала размещались билетные кассы на дальние рейсы и пригородные кассы снаружи вокзала, недалеко от причала.

Особого внимания к себе заслуживает украшение одного из зала ожидания авторской мозаикой «Труд и природа Алтая». Это произведение искусства колыванских камнерезов, являющегося самой большой по размерам флорентийской мозаикой в СССР (площадь панно: 46 м²). Это была их первая мозаика, выполненная по флорентийской технике из коргонского порфира, ревнёвской яшмы, белорецкого кварцита и мрамора.

Панно «Труд и природа Алтая».
Панно «Труд и природа Алтая».

После 90-х гг. в здании Речного вокзала, чтобы хоть как-нибудь ему функционировать, начали работать разные мебельные салоны, кафе и многое другое. Тогда он уже частично выполнял свою роль пассажирского порта.

К сожалению, лишь до 2000-х гг. в Речном вокзале всё было красиво, современно, продумано и удобно для пассажиров. Но сейчас зданию необходима реставрация.

На сегодня, от былого величия речного пассажирского порта осталась только маленькая касса по продажам билетов. Нынешнее здание Речного вокзала не исполняет своё предназначение. Помещения пустуют и сдаются в аренду. Основной пассажиропоток приходится на маршрут Барнаул – Бобровка.

Наиболее остро обсуждение судьбы Речного вокзала началось с 2013 г. и уже сегодня вступает в заключительную фазу.

В 2013 г. здание и прилегающую к нему территорию у Западно-Сибирского речного пароходства выкупила компания ООО «ПрогрессН». Сумма сделки составила более 170 млн. руб.

В 2015 г. в интернете появились эскизы здания, которое планировали построить на месте Речного вокзала. В проекте было предусмотрено расширение набережной до уровня клуба-ресторана «Парус». Набережная должна была представлять собой два уровня: общественную зону и частную, прилегающую к жилому комплексу. Комплекс представлял собой здание переменной этажностью от 5–7 этажей до 24 этажей, а также многофункциональный объект с фитнес-клубом, магазинами, офисами, образовательными учреждениями.

Предполагаемый проект застройки.
Предполагаемый проект застройки.

В этом же году, Центральный районный суд города признал противоречащим закону и недействующим решение Барнаульской городской Думы, которая изменила территориальную зону земельных участков под Речным вокзалом с общественно-деловой на общественно-жилую. Зону земельных участков изменили обратно.

Также в ситуацию вмешались краевые власти. Так, на тот момент глава региона А. Б. Карлин высказался категорически против сноса здания . Тогда губернатор отметил, что проект должен быть вынесен на всенародное обсуждение, причем не только жителей краевого центра, но и всего региона. «Нельзя допустить экспериментов над городом», – отметил тогда Александр Карлин.

В 2017 г. С. И. Дугин, который на тот момент был главой города, предложил снести объект: «неприглядный вокзал портит вид создаваемого туристического кластера».

В 2018 г. из-за общественного волнения, прежний собственник (ООО «ПрогрессН») выставил здание Речного вокзала на продажу за 290 млн. руб. В этом же году Речной вокзал был продан группе компаний «Талтэк» из Кузбасса (баннер до сих пор «украшает» здание вокзала). Основное направление «Талтэк» – угольный бизнес. Новый собственник открыл в здании Речного вокзала ресторан «Piazza Italia», который работает и сегодня.

Также в 2018 г. был начат капитальный ремонт здания Речного вокзала. Должен был выполняться ремонт фасада, кровли, внутренних инженерных коммуникаций, и проведено благоустройство прилегающей территории. Однако работы ничего серьёзного не коснулись, и благоустройство проведено не было.

В 2019 г. в момент подготовки проекта генерального плана развития Барнаула до 2036 года эксперты подчеркивали, что территория относится к общественно-деловой зоне (ОД). Это не позволяет строить на ней жилые дома.

Однако, в том же 2019 г. для территории Речного вокзала изменили назначение: из зоны общественно-деловой застройки она превратилась в территорию «для иных видов использования». Теперь здесь можно построить высотный жилой дом, детские учреждения, ресторан и многое другое. Информация размещена на кадастровой карте Барнаула. И это несмотря на то, что в 2015 г. Центральный районный суд выносил уже похожее решение об отмене изменения назначения территории.

Руководство «Талтэк» сообщало, что на территории участка в 1,8 га, на котором расположено здание Речного вокзала, могут построить санаторий или жилой дом с разнообразными объектами обслуживания. При этом в его ансамбль могут включить территорию набережной (1,5 га). В этом случае, скорее всего, будущий ЖК должен иметь высотку в 25 этажей, чтобы выровнять линию застройки с ЖК «Аквамарин».

По данным кадастровой карты, эту территорию можно использовать для зданий разного назначения: многоквартирные дома (девять и более надземных этажей); гостиницы, гостиничные комплексы; детские учреждения дополнительного и специального образования; объекты общественного питания; объекты розничной торговли; выставочные залы, художественные галереи и салоны; комплексы физкультурно-оздоровительного назначения; объекты бытового обслуживания, например, салоны красоты, ателье, обувные мастерские и др.
По данным кадастровой карты, эту территорию можно использовать для зданий разного назначения: многоквартирные дома (девять и более надземных этажей); гостиницы, гостиничные комплексы; детские учреждения дополнительного и специального образования; объекты общественного питания; объекты розничной торговли; выставочные залы, художественные галереи и салоны; комплексы физкультурно-оздоровительного назначения; объекты бытового обслуживания, например, салоны красоты, ателье, обувные мастерские и др.

В августе 2020 г. здание Речного вокзала и прилегающую к нему территорию купила строительная компания «Селф». Её руководитель Н. В. Шония эту информацию подтвердил.

В октябре 2020 г. был представлен очередной проект (на данный момент он и последний) строительства жилого комплекса на Речном вокзале. Вместо речного порта планируется возвести два 24-х этажных дома с подземной парковкой, спортивно-развлекательный центр, набережную с фонтаном, колесом обозрения (несмотря на то, что это низшая точка города) и причал, а неподалеку от ЖК разместить гостиницу.

На территории ЖК, а именно вместо здания Речного вокзала, по проекту должно быть расположено пятиэтажное коммерческое здание, состоящее из трёх круглых корпусов с террасами и экокровлей.

Проект ЖК «Речной».
Проект ЖК «Речной».
 В этой работе я хотел бы рассказать об одной из визитных карточек нашей Краевой столицы – здании Речного вокзала.-19

На этот счёт высказалось довольно много общественников. Барнаульские архитекторы выступают против строительства жилья на Речном вокзале, эксперты уверены, что это решение – тотальная ошибка, ведь горожане будут лишены одного из самых популярных общественных мест.

По словам руководителя архитектурного бюро MDVA М. А. Максименко: «Не совсем правильно будет застраивать такую точку просто жилыми домами. Мы все понимаем, что ЖК – это придомовая территория, она становится не общедоступной. Мы видим это на примере соседних жилых комплексов – «Аквамарин», «Новая пристань». Были громкие обещания, что город получит шикарные набережные, все это будет открыто и доступно. Но пока не видим примеров реализации. Поэтому и сейчас есть риск, что все пойдет по такому же сценарию, и мы получим еще один «околоэлитный» жилой комплекс со своей набережной. Но вот город потеряет такую важную территорию».

По словам члена Союза архитекторов России А. В. Квасова: «Барнаул находится на реке, имеет протяженную береговую линию, но вот спусков к воде в городе очень мало – Ковш и Речной вокзал. Поэтому объекты, размещаемые на этой территории, должны обладать общественной функцией, доступной для всех», «Как планируемые здания повлияют на панораму города? Ведь когда мы въезжаем в Барнаул, то воспринимаем, в первую очередь, Ленинский проспект, выходящий на Речной вокзал. Спускаясь по Ленинскому проспекту, наш взор также будет упираться в здание. Сейчас это Речной вокзал, он небольшой и позволяет просматривать горизонт».

«Если будет возрождаться речное судоходство, наладят сообщение с Новосибирском, Бийском, речпорт будет востребован по назначению. Если мы его уберем, то уничтожим навсегда. Перенесли его невозможно: весь Барнаул в крутых берегах, другого подъезда нет», – отмечает координатор «Левого фронта» Ю. В. Красильников.

Не стоит забывать и про главную изюминку здания Речного вокзала – мозаичное панно. В Министерстве культуры Алтайского края сообщили, что мозаика будет сохранена, но её придется разбить на части. Центральную часть планируют передать в Художественный музей Алтайского края (когда его достроят), остальные – отвезти на Колыванский камнерезный завод. И с точки зрения сохранения культурной ценности – это ничто. Панно потеряет свой полноценный образ, если разбить его на части. Мозаичное панно должно быть цельным.

В феврале 2021 г. Нодар Шония высказался о застройке Речного вокзала: «Нужно брать в расчёт и то, что это не памятник архитектуры. Более того, строение давно находится в запустении и разваливается», «Реконструировать речной вокзал экономически невыгодно. Здесь подойдет только реновация, что тоже является сложным и дорогостоящим процессом», «Сейчас мы прорабатываем посадку здания. Это будет высотка. Под такое определение попадают здания выше 24-25 этажей».

И на вопрос: «вы планируете снести это здание? » Н. Д. Шония ответил: «Да. Из пристроек ничего хорошего не получается. Можно его сохранить, но ради чего? Что сохранять-то?»

В марте 2021 г. мэр Барнаула В. Г. Франк поручил подготовить проект планировки и межевания участков на Речном вокзале, что позволит в дальнейшем застроить его высотными домами.

А что будет дальше, уже не так сложно представить…

Речной вокзал всегда был общественным местом, однако важно сделать из него именно общественный центр. На нём проводятся всевозможные мероприятия, празднование Дня города. Над Речным вокзалом проходит авиашоу легендарных «Стрижей» и многое другое. Грустно будет это потерять, как и историческую ценность здания, его мозаику, для жителей города.

Источники:

– «Будут высотки». Нодар Шония о сносе здания Речного вокзала – https://www.amic.ru/news/477263/ ;

– «Остатки роскоши». Как выглядит флорентийская мозаика на Речном вокзале (2021 г.) – https://www.amic.ru/news/467228/ ;

– В здании Речного вокзала начаты работы по капитальному ремонту (2018 г.) – https://rus-shipping.ru/ru/infstruct/news/?id=34390 ;

– Как архитекторы Барнаула видят застройку Речного вокзала (2020 г.) - https://www.amic.ru/news/470371/ ;

– Нодар Шония о застройке речного вокзала (2021 г.) – http://realtai.ru/news/nodar-shoniya-o-zastroyke-rechnogo-vokzala-v-barnaule-hudojestvennom-muzee-i-lo#- ;

– По-Сибири – Речной вокзал Барнаула – https://posibiri.ru/rechnoj-vokzal-barnaula/ ;

– Прогулочный теплоход «Заря-157» – https://fleetphoto.ru/vessel/20858/ ;

– Прогулочный теплоход «Москва-176» – https://fleetphoto.ru/vessel/1773/ ;

– Прогулочный теплоход «Москва-207» – https://fleetphoto.ru/vessel/1772/ ;

– Прогулочный теплоход «ПТ-68» – https://fleetphoto.ru/vessel/7626/ ;

– Проекты застройки территории речного вокзала 2015 и 2020 гг. – https://www.amic.ru/news/470141/ ;

– Речной вокзал Барнаула – https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/barnaul/riverstations/31520 ;

– Речной вокзал в Барнауле готовят к высотной застройке (2021 г.) – https://www.amic.ru/news/479089/ ;

– Сайт Барнаульского речного порта – http://brp22.ru/ ;

– Сергей Дугин рассказал о возможном сносе Речного вокзала в Барнауле (2017 г.) – https://www.amic.ru/news/387098/ ;

– Старый речной порт – https://www.amic.ru/news/420450/ ;

– Строительство жилья на месте Речного вокзала запретил Барнаульский суд (2015 г.) – https://www.amic.ru/news/314304/ ;

– Судьба здания Речного вокзала стала одной из главных тем в городе после заявления Сергея Дугина (2017 г.) – https://www.alt.kp.ru/daily/26679/3702507/ ;

– Что могут построить вместо Речного вокзала в Барнауле (2019 г.) - https://www.amic.ru/news/447381/ .