Как приходит вдохновение? Я думаю, что соприкоснётся физическое лицо с чем-то значимым, душевным или удивительным, а также со светлым и чистым и от вдохновения не может избавиться, пока всё это не прекратится.
Меня, в частности, поразили и вдохновили ролики в интернете, в которых к молодым людям подходят на улицах и задают им ради смеха, наверное, так-себе вопросики. Ну, а молодые люди как умеют, так и отвечают. В общем – смешно и мило.
Сам я не Вассерман, а скорее наоборот. Да и писать-то могу, но не умею. Но вот, поди ж ты – вдохновение, будь оно не ладно! Мне и самому, хочешь-не хочешь, иногда приходится, а иногда удаётся общаться со своими внуками и их друзьями. Ну и вдохновляюсь, хотя я, кажется, не зануда. Стараюсь, во всяком случае, держать себя прилично и в руках одновременно.
Теперь перейду к повествованию.
Учились мы в сельской школе и, значит - жили в селе. Деревенские мы. Село наше не маленькое –кода-то даже было районным центром, но всё же село – деревня. Кратенько о времени и о себе: я учился с 1957 по 1967г.г. Об этом всё.
Теперь немного о школе – собственно о здании. Я буду стараться излагать так, чтобы нынешним людям, особенно молодым, можно было бы получше это представить. И так: в двух рядом стоящих, абсолютно деревянных, одноэтажных строениях располагались четырнадцать классных комнат. Кроме того, в них же разместились: спортзал, библиотека, пионерская комната, учительская и, так называемая, кубовая. В этой кубовой кипятили воду для разных нужд- ну мало-ли. Всё перечисленное строилось не сразу, а частями, постепенно. Так получилось - что как раз в годы моего обучения. Когда я начинал учиться занятия проводились в две смены, потом, по мере строительства, перешли на одну смену. В начале школу отапливали дровами – в каждом помещении была печка. Позже построили угольную котельную и отопление стало централизованным. Ну, о матчасти пока хватит.
Конечно, мне хочется рассказать как нас учили писать в тетрадках для чистописания: сначала карандашом, потом пером, про чернильницы-непроливайки. Как мы учили наизусть алфавит, таблицу умножения. Учили стишки, играли пьески «Колобок», «Гуси-лебеди» и ещё чего-то, но лучше, не затягивая, пропущу самые счастливые годы.
Теперь, когда я вижу, как учат моих внуков и всю страну, у меня наступает глубокое унынье. Дело даже не совсем в том «как» учат, а в том - как они знают.
Мои учителя (светлая им память), в течение урока пристально следили все ли поняли тему. Если нужно – повторяли, разъясняли, отвечали на вопросы. Вызывая нас к доске, добивались даже от самого слабого ученика осознания того, что он выучил. В старших классах мы безусловно знали что такое сила, мощность, энергия. По химической формуле мы называли вещество, а по названию вещества – писали его формулу. После окончания нашей школы, практически все поступили в ВУЗы.
Но это далеко не всё. В школе мы почти жили. После уроков в спортзале выстраивались очереди к снарядам. Наши учителя вели музыкальный кружок, кружок астрономии, фото, рисования, кройки и шитья, любителей шахмат. Мы умели обращаться с кинопроекторами «Украина» и «Школьник». За каждым учеником была закреплен пара лыж – он мог их брать всегда и за них отвечал, содержа их в должном порядке. Во дворе школы находились столярная и слесарная мастерские, а также отапливаемая теплица (там «колдовали» ботаники – в основном девчонки).
Территория вокруг школы была огромной. От «остального мира» она была отделена глубокой и широкой траншеей, засаженной клёнами (это от коров, овец и проч.). Здесь разместились: футбольное поле почти в натуральную величину (правда, я слышал, что на Уэмбли лучше), баскетбольная и волейбольная площадки. Сектора для прыжков в длину и высоту. БУМ – это устройство для подвешивания канатов и шестов и, наконец, стрельбище-тир!
И огромный сад. Яблони, груши, вишни, кусты смородины, грядки клубники, огурцов, гороха – всего не перечислить. Всё, начиная от траншеи и до «самого всего» абсолютно делалось и содержалось учениками. Школьники приучались к труду прямо с младших классов. Разумеется, что старшеклассники работали по «взрослому», а мелкие – соответственно. Осенью, когда начинались занятия, в коридорах школы выставлялись ящики с яблоками – ешь кто и сколько хочешь.
Мы все играли в шахматы. В музыкальном кружке было около сорока инструментов (баяны и аккордеоны - кому родители смогли купить, но некоторые ходили «так» - с ними делились). Занимались фотографией, наблюдали за планетами, луной и звёздами. Затрудняюсь я сказать, чем мы не интересовались и не могли бы заняться. И ещё – вообразите себе – мы читали!
Наш интерес ко всему, без такой школы и без таких учителей, не мыслим и не возможен.
Собственно, я делюсь этими воспоминаниями для того, чтобы в итоге выразить глубокую скорбь. Вместо того, чтобы сохранить и, может быть улучшить - мы всё разрушили. И не просто до основания, а ещё и закопали. Многих из возможных учёных, классных специалистов, изобретателей за несколько поколений мы потеряли безвозвратно.
Теперь «ржём» над молодёжью как над убогими. А они не убогие – их просто не учат. Мы теряем поколение за поколением, мы теряем страну.
Я посмотрев, как наши отпрыски издеваются в классах над учителями и, улюлюкая, выкладывают видео в интернет, понял, что надо завтра же (а лучше – вчера) изъять все гаджеты у всех чадушек, можно оставить кнопочные телефоны и то только в раздевалках, отменить ЕГЭ, ввести классное, как в СССР обучение (но ещё лучше – раздельное) и, давайте вместе посмеёмся, для лучшего начального эффекта - мальчикам можно рекомендовать розги, когда заслужат. Жаль, что их папам розги не пропишешь. А там как знать – чего не сделаешь для сохранения державы, была бы политическая воля…
Только кто это сделает? Наши приверженцы англо-саксонского мира? Нет, у них иная цель.