1. У отдельного человека всегда имеются ближайшие цели. Как правило, они близки его телу: (1) поесть, (2) выпить, (3) размножиться, (4) с мечом в руках, срубая кочаны голов, доказать свою толерантность...
2. Зачем махать мечом и страстно размножаться — вопросы отдельные. Хотя они противоположны по результатам, смысла я не нахожу в обоих. Но вот для того, чтобы что-то осмыслить, поставить перед собой цель и начать к ней стремиться, слегка питаться и выпивать хотя бы слабоалкогольный кефир — необходимо. В некоторых целях без бутылки кефира не разобраться. Иными словами, чтобы ставить цели и в них попадать, должен прежде существовать целеустремлённый субъект.
3. Но как только мы отходим от тела в качестве предмета целеполагания и целестремительных действий, остаётся душа и ум. Душа — оперуполномоченная ума, руководит текущими действиями тела в достижении целей внетелесных, умом сформулированных и спущенных к исполнению этих целей душой и телом личности. Внетелесность — не обязательно означает внеличностность. Пространственные и временн ы е масштабы личности могут выходить далеко за пределы тела. Более того, личность несомненно существует также и вне времени и пространства. Так, ум для личности всегда уместен, а пространственно никак не локализуем. Эмпирическая умственная деятельность личности проходит, несомненно, во времени. Но сами формы мышления и его результаты (таблица умножения или доказательство теоремы Пифагора, к примеру) принципиально вневременны, переменам и тлену не подлежат, даже если в работе мышления происходили сбои и ошибки накапливались. Неверное мышление столь же вневременно, как и мышление истинное.
4. Как бы там ни было с вневременностью и внепространственностью личности, время и пространство для личности суть некая реальность, с которой стоит считаться.
Причём считаться можно по-разному.
Один стремится разрастись пространственно: покупает землю, строит дома, пристраивает службы, заводит лошадей, заводит мопед... Короче, прирастает движимым и недвижимым имуществом. Ему некогда всем этим пользоваться, он успевает только расти вширь и вверх. Так что заведённый мопед глохнет, лошади не имеют должного ухода и редко ходят как в упряжи, так и под седлом, а тщательно составленная библиотека — никогда не читается.
Другой бережёт всякую минуту, «и жить торопится, и чувствовать спешит»: как белому человеку, во всех Чёрных и Красных морях искупаться, на всех верблюдов Египта залезть и со всех них удачно слезть, все пирамиды Хеопса исследовать покаменно, убедиться что «здесь каждый камень Хеопса знает», наконец проникнуть в сами пирамиды и посмотреть Хеопсу в глаза. Как Джордж Буш Младший посмотрел в глаза Владимиру Путину Вечному. Честные ли? Ай не врёт ли!? А для чего ж ещё жить, Хеопсик?! В общем, посвятить себя египтологии.
Но можно не столь непосредственно относиться к пространству и времени. Прежде всего стоит о них подумать. О разумном времени жизни личности. О разумном пространстве личностного бытия. О сочетании таких пространств и времён с поставленной умом целью. Сколько бы она ни лежала одним боком в вечности, цель должна быть исполнима в эмпирическом времени жизни личности и для неё должно хватить эмпирического пространства жизни личности.
5. Звезда вечности, однако, светит, не мигая, она — вне класса переменных звёзд и отнюдь не стандартная свеча. Цель, ориентированная на неё, заполняет не только пространство и время личности, этой личности, но и всякое пространство и время всяких личностей, пространство и время общества, пространство и время государства, пространство и время вселенной. Это значит, что все эти пространства и все эти времена прозрачны друг для друга, входят друг в друга, совпадают друг с другом... Различия, впрочем, имеются. И как раз эти различия оказываются предметом взаимного внимания, симпатий, споров, критики, ругани, драк и войн.
6. Я за долгосрочное и пространственно целокупное целеполагание. Но если у меня нет уверенности, что следующее поколение продолжит мою работу, выступит наследником традиции и поддержит крупный, в масштабах всей страны, проект, я в нём участвовать не стану. Для крупных целей, превышающих возможности одной личности и в то же самое время для личности привлекательных, нужна стабильность, нужна традиция, нужно сохранение неизменных целей при постоянной смене поколений, влекущихся к этим целям.
В этом смысле предложение россиянам затянуть пояса и мобилизоваться на отражение внешних угроз в то время, как внутренние олигархи России жируют и знают лишь одну тяжкую заботу — заботу подсчёта непомерных доходов, — предложение проколоть дополнительные дырочки в поясе есть предложение наивного обмана. Сперва ум, доблесть и самоотверженность самого государства и высшего менеджмента топ-компаний и лишь потом общество встанет плечом к плечу, поддерживая властные государственные структуры. До этого — ни-ни!..
А пока государство путает антиномии с антимониями, а Пифагора с перфоратором, энтузиазма людей в решении государственных задач и доказательствах социальных теорем не будет.
7. Но цели личностью всё же должны ставиться и достигаться. (1) Жить в пределах тела или (2) посвятить жизнь сардоническому смеху над государством — личности недостойно. В первом случае человек лишь сохраняет себя как животное. Во втором случае человек теряет себя, жёлчно-каменно выхохатывая свою жизнь.
2017.03.27.