Найти тему
Ляйсан Закирова

Как не получить отказ при возврате качественного товара в магазин. Выводы суда, которые стоит учесть.

Оглавление

Женщина купила два фильтра для воды, которые обошлись ей в 100 тыс. рублей. В последствии приобретенный товар оказался ей не нужен, и она обратилась в магазин с просьбой вернуть уплаченные за него деньги. Магазин ответил отказом.

Суд рассудит

В соответствии с законом потребитель вправе обменять качественный товар при условии, что:

- с момента покупки прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара;

- товар непродовольственный, а также не входит в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату;

- товар не был употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки;

В нашем деле проблем по этой части не возникло, однако суд первой инстанции встал на сторону продавца и отказал женщине в возврате товара. Апелляционный и кассационный суды тоже. Что пошло не так?

Законом предусмотрен обмен, а не возврат товара

В соответствии с законом о защите прав потребителей женщина имела право на обмен товара, а возврат был возможен в случае отсутствия товара на обмен. Читаем закон:

Ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

Почему обычно про это забывают?

На практике, если покупатель хочет вернуть товар, а не обменять, то процедура обмена товара становится формальностью, ведь магазин может лишь предложить другие такие же товары на выбор, но не навязывать покупку одного из них. Покупатель, в свою очередь, всегда может сослаться на то, что ни один из предложенных продавцом товаров ему не подходит. Поскольку покупатель делает выбор по личным, субъективным критериям, любой другой товар может не подойти покупателю не только по модели, цвету, фасону и т.д., но и просто не понравиться внешне.

Тогда, если вы точно знаете, что хотите вернуть товар, а не менять на другой, почему бы сразу не написать отказ от договора и не потребовать возврата денег, уплаченных за товар? Женщина в деле с фильтрами так и поступила, но суд ей отказал.

Суд решил просто: «что просили – то и получили»

В указанном деле с возвратом фильтров воды логика суда была предельна проста. Суд рассуждал так:

  • по закону у потребителя есть право потребовать обмена качественного товара , но с таким требованием покупатель к продавцу не обращался;
  • у покупателя также есть право вернуть некачественный товар и потребовать возврата уплаченных денег, но о недостатках товара покупатель также не заявлял.

Пояснение от автора:

  • Статья 25 Закона о защите прав потребителей регулирует право покупателя на возврат качественного товара . В соответствии с ней покупатель вправе потребовать обмена товара, а в случае, если товара на обмен нет (либо покупатель не смог ничего подобрать), то покупатель вправе потребовать возврата товара.
  • Статья 18 Закона о защите прав потребителей предусматривает право покупателя на возврат некачественного товара . В данном случае у покупателя есть выбор (обменять товар или вернуть), порядок предъявления требований соблюдать не нужно, выбрать можно любой вариант.

В итоге, руководствуясь статьями закона, суд не нашел оснований для удовлетворения требований покупателя.

Что нужно было делать?

Формально в деле с фильтрами воды следовало действовать в два этапа:

1) Заявить о том, что товар не подошел и потребовать обмена на подходящий товар;

2) Не найдя подходящий товар, заявить требование об отказе от договора и возврате денежных средств, уплаченных за товар.

В этом случае статья 25 Закона о защите прав потребителей была бы соблюдена полностью.

Когда можно сразу отказаться от договора и потребовать возврата денег?

Судебная практика показывает, что покупатель может сразу отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств в случае, если аналогичного товара на обмен у продавца все равно нет.

Примеры:

  • вы заказали и дождались товар с конкретными характеристиками, поэтому вы точно знаете, что товара на замену у продавца нет;
  • вы просмотрели ассортимент товаров на сайте и поняли, что все, что там предложено, вам не подходит.

При составлении претензии к продавцу, не забудьте прописать не только требование об отказе от договора и возврате денег, но и указать на невозможность обмена . В ином случае продавец и суд могут расценить ваши действия как отказ от возможности обменять товар (не забывайте, что закон предусматривает обмен).

Закон требует точности

В рассмотренном деле женщина получила отказ не потому, что она не имела право на обмен или возврат товара, а потому, что не предъявила требования в точном соответствии с законом.

Руководствуясь статьей 25 Закона о защите прав потребителей, вы должны писать, что требуете обмена товара либо возврата, а если вы указываете сразу требование исключительно о возврате, то обоснуйте, почему обмен невозможен. Это позволит исключить отказ в возврате товара по основанию, что у вас есть право на обмен товара, которым вы не воспользовались.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Источники:

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. N 88-20/2021, 2-2657/2017

Ст. 18, 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"