Найти тему
Автомобили и люди

Дело в масле

Оглавление

Как-то раз, за пару дней до Нового года, мне позвонил один приятель. Утром, как обычно, он вышел прогревать свою машину, стоявшую под окнами дома. Несмотря на холод не старый ещё УАЗ «Патриот», оснащённый шестнадцатиклапанным двигателем ЗМЗ-40905, завёлся без проблем, но, поработав минут десять, заглох. Стартер крутил исправно, однако мотор запускаться больше не желал. Все планы полетели коту под хвост. Прежде, чем обращаться за помощью, хозяин машины, профессиональный водитель с большим стажем, самостоятельно проверил:

  • Искрообразование. Искра на свечах, как ей и положено, голубая и «жирная», регулярно проскакивала между контактами. Но движок даже не чихал.
  • Подачу топлива. Бензин из ниппеля рампы системы впрыска интенсивно разбрызгивался. Топливо поступало, и давление было близко к норме.

После моего приезда мы вместе с хозяином убедились, что распределительные валы вращаются. Очевидных сбоев в работе газораспределительного механизма не наблюдалось. Лампа CHECK ENGINE не сигнализировала о неисправностях.

Что показала диагностика

Стоял морозный зимний день и дальнейшие попытки обнаружить поломку методами «научного тыка» были прекращены. Машину оттащили в гараж, отогрели и приступили к детальному обследованию. Диагностика показала, что во всех цилиндрах компрессия упала ниже 5 атмосфер. Это дало повод выдвинуть две гипотезы:

  1. Из-за неисправности гидронатяжителя перескочила цепь ГРМ. Вариант вероятный и не слишком затратный в ремонте. Неудовлетворительная работа автоматических гидронатяжителей – проблема, с которой часто приходится сталкиваться владельцам техники, оснащённой моторами ЗМЗ последних поколений.
  2. Произошло рзрушение поршневых колец (это плохо) или поршней (ещё хуже). В случае повреждения стенок цилиндров без серьёзного ремонта двигателя и станочных работ не обойтись. Денег и времени потребуется много.

Правда, очевидных предпосылок для разрушения колец или поршней, по словам владельца машины, не было.

Обнаруженные неисправности

Так или иначе, но двигатель нужно было вскрывать. Первым делом стали сливать масло. И вот тут обнаружилось, что лубрикант течёт, как вода, и не обладает необходимой консистенцией. Напрашивались следующие выводы:

  • В конструкции моторов ЗМЗ-40905 применяются гидротолкатели клапанов (гидрокомпенсаторы), для нормального функционирования которых требуются смазочные материалы с определёнными характеристиками.
  • Низкое качество лубриканта или превышение сроков его замены стало причиной проседания либо закусывания гидрокомпенсаторов. Клапана перестали нормально закрываться, компрессия пропала, и движок встал.

Недоумевающий хозяин заявил, что очередное ТО производилось неделю назад, и в мотор залили масло BP Visco 3000. В качестве доказательства из багажника была извлечена на свет початая канистра.

Устранение поломки

Решившись на эксперимент, мы установили новый фильтр и залили подходящий по характеристикам смазочный материал другого производителя. Через пару минут кручения стартером движок начал схватывать. С третьей попытки он завёлся и, помолотив немного, стал работать стабильно и заводиться с пол-оборота. Счастливый хозяин умчался по делам, предварительно поклявшись на капоте более никогда не использовать смазочные материалы, продаваемые под маркой BP . Больше он не сталкивался с такой проблемой.

Для ясности я прилагаю фотографию виновников торжества. На рисунке №1 изображены гидравлические толкатели, устанавливаемые на двигателях ЗМЗ-40905.

Рис.1
Рис.1

Обычные, достаточно надёжные гидрокомпенсаторы, к конструкции которых нет особых нареканий. Их в моторе 16 штук – по количеству клапанов

На рисунке №2 изображена канистра из-под полусинтетического моторного масла BP Visco -3000 с вязкостью по SAE 10 W -40.

Рис.2
Рис.2

Её содержимое – в теории – должно соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации УАЗ Патриот. Но в реальности всё иначе.

Информация к размышлению

Вернувшись домой, я сел за компьютер и, потратив несколько часов на небольшое расследование, выяснил, что:

· Судя по имеющейся в сети информации, лубриканты, продаваемые под маркой BP на территории РФ, к одноимённому нефтедобывающему концерну не имеют отношения. British Petroleum производит моторные масла под брендом Castrol .

· Обнаружить официальный сайт, продвигающий смазочные материалы BP , не удаётся. Объективная информация о производителе отсутствует.

При этом ещё совсем недавно рейтинги моторных масел размещали продукцию неизвестного происхождения на верхних строчках обзоров. Чудеса!

Возможно, я не прав, и мой знакомый просто напоролся на подделку, коих на российском рынке хватает. Выводы делайте сами. Однако, если оснащённый гидрокомпенсаторами двигатель работает неустойчиво или не заводится, поинтересуйтесь, как там обстоят дела с моторным маслом. На всякий случай. Ну а о том, как правильно выбирать автомобильные смазочные материалы, и с какими сложностями можно столкнуться, поговорим в следующий раз.