Отплываем в следующую деревню, деревню Тырышкино. В этой деревни стоит две часовни. Это часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX в. и Часовня XIX в. в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы
Само название деревни (Тырышкино) связано с первыми русскими поселенцами в этом крае. На Новгородчине и в северных русских землях «тарышками» или «тырышками» называли в 16-17 веках служилых людей среднего звания – дьячки, подьячие, писцы. Именно ими и была основана деревня. В конце 19-начале 20 веков это было небольшое (по тем временам) село – 14 дворов, 209 жителей. Дома в селе были красивые.
Шли до часовен долго, т.к. они находятся не в деревне, а неподалеку от нее, в лесу.
Вот мы и на месте. Они, часовни, находятся в священной роще.
Первой из леса показалась маленькая Часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX.
Если часовни Кенозерья в один архитектурно-типологический ряд, то первыми в нем окажутся простейшие постройки, такие как Часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX - самая маленькая из часовен Кенозерья
Эта часовня настолько мала, что входная дверь заняла всю ее западную стену, и не хватило высоты для устройства потолка. Внутри, на полке у восточной стены, стоит всего одна икона, из-под которой спускается плат с вышитым крестом, а рядом развешаны полотенца. Это крохотный сруб, крытый на два ската, внутри которого впору поместиться только одному человеку, и то коленопреклоненно. Раньше на этом месте первыми поселенцами был построен придорожный крест, впоследствии замененный на небольшую часовенку. Часовня крест Успения Пресвятой Богородицы миниатюрна, но дорожного путника она встречает так же гордо, силуэт ее креста на фоне темных еловых лап прям и строг.
в 1989 году были проведены противоаварийные и консервационные работы, силами студенческого строительного отряда Архангельского государственного педагогического института.
в 2006 году плотниками Кенозерского национального парка выполнен ремонт кровли.
Вот так часовня выглядела до реставрации:
В 100 метрах от нее, находиться часовня, по больше.
Часовня Параскевы Пятницы 19 века
Часовня XIX в. в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, женской заступницы, спрятана в глубине «святой» рощи. Часовня клетского типа, широко распространенного в районе Кенозера. Помещение состоит из двух срубов, покрытых единой двухскатной кровлей, которому противопоставляется высокая восьмигранная колокольня с шатровым покрытием. Этот прием характерен для часовен, расположенных среди больших деревьев - колокольня позволяет различить постройку на значительном расстоянии от нее.
27 октября Православная Церковь чтит память Параскевы Пятницы. Издавна она почиталась как заступница женщин, покровительница женской работы, в особенности зимней. Ее представляли в виде худой, высокой женщины с распущенными волосами. Женщины, особо почитая эту святую угодницу, обращались к ней во всех сложных ситуациях и неприятностях. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название «бабьего» или “женского” праздника.
Внутри часовни повсюду оставлены платки и полотенца - заветы. Завет - это древняя христианская традиция, проявление усердной молитвы и искренней веры в заступничество святых. При этом заветом может быть обещание сходить в монастырь или храм, поставить свечу перед иконой, пожертвовать в храм деньги, не работать в определенный праздник, а также повесить к иконе или на крест полотенце, платок, пелену, отнести в часовню какую-либо одежду. Считается, что "платяной завет лучше, чем свеча".
Смысл завета объясняют так: "Господь проверял нашу совесть - выполнишь, нет". Эти тканые привесы понимаются как воплощенная молитва. Внутреннее убранство часовни сохранилось частично, в интерьере имеется рама двухрядного иконостаса, каркасный потолок – небо, с полностью сохранившейся монументальной живописью кон. XIX в. свечные столики, множество заветных полотенец и платков.
После осмотра, мы отправились в обратный путь, к лодке...
Следующая наша цель, это деревня Семеново в которой стоит часовня Флора и Лавра XIX в.
Идем к часовне...
На склоне около домов пасется лошадка.
Вот и сама часовня Флора и Лавра XIX в
Часовня Флора и Лавра стоит на возвышенности над озером в центре деревни и является своеобразным ориентиром в её редкой для Севера “замкнутой” планировке. Часовня Флора и Лавра - клетская постройка с крытым крыльцом, все её помещения расположены на общей продольной оси. Часовня имеет скромный декор фасада из сухариков (декоративное украшение в виде ряда направленых вниз зубчиков) по внутренней образующей фронтона. В период капитального обновления (К.Ф. Никифоровым в 1912 г, о чём свидетельствует надпись, обнаруженная на подшивке карниза) часовня была обшита тесом снаружи к изнутри, был поставлен иконостас В это же время крыльцо было перенесено на западный фасад и вместе с галереей наглую обшито тесом. Сохранились два точеных столба, поддерживавших выносы верхних бревен сруба часовни, и два столба, на которые опиралась односкатная крыша крыльца. Основное помещение для молящихся имеет плоский потолок, расписанный простым орнаментом (в центре - цветок, по углам - четверть окружности). В конце 1980-х гг. силами студенческого строительного отряда была “раскрыта” обшитая галерея, крыльцо с западной стены перенесено на северную. Имеются следы звонницы, но ее воссоздавать не стали.
Православная Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра 31 августа. По устному преданию с открытием мощей святых мучеников прекратится падеж скота. Тогда и началось почитание святых Флора и Лавра как покровителей лошадей. Это почитание пришло на Русь с Балкан - родины братьев. Именно тан возникла предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют.
Существовал на Руси удивительный народный обычай: на “лошадиный праздник”, как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквам и часовням лошадей со всех окрестных сел и деревень. И в деревне Семенове 31 августа расчесанные гривы и хвосты коней убирали лентами самых ярких цветов и наряжали их в расшитые полоны и сбрую, купали в водоемах, кормили овсом и ни в коем случае на них не работали в этот день. После торжественного молебна святым мученикам Флору и Лавру тут же перед часовней лошадей окропляли святой водой. Раньше говорили: “Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра”.
Часовня Флора и Лавра значима не только с точки зрения архитектуры. Несомненный интерес представляет трехъярусный иконостас, написанный местными мастерами, в котором большинство икон отличаются яркой цветовой гаммой, с превалирующим красным цветом - такие иконы в народе называют “краснушками”. На протяжении многих десятков лет хранила часовню Флора и Лавра Анна Федоровна Силуянова. Она олицетворяла собой живую связь времен, совесть и память Территории. Анна Федоровна ушла из жизни в возрасте 91 года, всего 2-х дней не дожив до 10-летия Кенозерского национального парка. Сегодня её дело продолжает Лидия Ивановна Силуянова.
В этот раз провожать нас пришла
Плывем дальше, в деревню Зехново. В этой деревне находится часовня Иоанна Богослова XVIIIв
Эх, вот такой бы домик на дачу поставить
А вот и часовня Иоанна Богослова XVIIIв
Часовня Иоанна Богослова - выдающийся памятник культовой архитектуры Кенозерья, редчайший тип часовен в Архангельской области с галереей на консолях. Часовню отличает соразмерность частей и деталей: широкие скаты кровли, изящное завершение в виде большой главки на тоненькой шейке и удачная постановка в ландшафте создают неповторимый художественный образ. Часовня расположена на вершине холма и доминирует в застройке исторического поселения. Рядом с часовней сохранились остатки «святой» рощи, возраст деревьев в которой около 200 лет. Ранее часовня Иоанна Богослова образовывала парную композицию с часовней Георгия Победоносца в д. Спицыно, расположенной по другую сторону залива и подобной ей по архитектурному образу.
Часовня посвящена Иоанну Богослову - одному из почитаемых святых на Кенозерье. Память Апостола евангелиста Иоанна Богослова Русская Православная Церковь чтит 21 мая и 9 октября.
Часовня Иоанна Богослова откосится к типу клетских и состоит из одного сруба, почти квадратного в плане. Однако зодчие дополнили «типовой проект»: сруб-клеть поднят на подклет, плавно нарастающие выпуски бревен которого - консоли служат опорой широкой открытой галереи, с трех сторон опоясывающей сруб. Основной объем и галерея крыты общей двускатной крышей с малым уклоном, которая опирается на резные столбики. С запада над галереей устроена невысокая каркасная звонница - восьмерик со шпилем и крестом. Храмовая часть увенчана главой с крестом врезанной в конек кровли. Крыша и консоли галереи выполнены под одним углом наклона, отчего с восточной стороны силуэт постройки представляет четкий ромб со срезанными боковыми углами. Внутренне убранство часовни сохранилось частично. На восточной стене располагается рама двухъярусного иконостаса, ранее в первом ряду которого были установлены иконы с изображением праздников и святых, во втором - деисусный чин. Потолок часовни перекрыт 12-ти гранным "небом" с изображением архангелов. Пропорции фигур святых слегка удлиненны. Их позы статичны, но оживлены складками и драпировками одежд с тонкими графичными разделками. Над росписью “неба”, несомненно, работал профессионал-иконописец. Авторская живопись, возможно, второй половины XVIII века.
Также нам разрешили подняться на колокольню.
С нее открывается потрясающий вид на окрестности.
Потом мы пошли к водяной мельнице. Но, к сожалению, она была закрыта, и внутрь нам попасть не удалось. Но мы не очень расстроились, т.к. были на такой же, действующей мельнице в Кенозерском заповеднике, но не в Плесецком секторе, а в Каргопольском.
На некоторых домах прибиты звезды, это означает, что из этого дома ушли на войну и не вернулись. Каждая звезда это человеческая жизнь.
Вся прогулка у нас заняла около 3,5
Вернувшись в гостиницу, мы замутили обед и в 15:00 снова рванули на экскурсию по деревне Вершинино.
Посмотрели полуразрушенную и слегка отреставрированную Успенскую церковь.
Вот так выглядела эта церковь раньше.
Потом пошли в рухлядный амбар
Когда мы в него зашли, у меня глаза на лоб от удивления вылезли!
В музее была большая коллекция церковных небес!
И вообще, в музее оказалось много чего интересного!
Деревянная часовня Николая Чудотворца XVIIIв
Никольскую часовню можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья: подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Как подлинный архитектурный шедевр, ее можно рассматривать бесконечно, она зрительно подчиняет себе всю округу и видна из многих уголков озерного плеса, с любого из больших островов. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядят монументальным сооружением. Неслучайно Никольская часовня стала символом Кенозерского национального парка.
До реставрации:
Сейчас
В интерьере часовни частично сохранилась рама двухъярусного иконостаса и 16-тигранное “небо” XIX в. со сценой “Распятие” и фигурами Богоматери, Мария Магдалины, Иоанна Богослова, Логина Сотника, архангелов, выполненными в очень выразительной, запоминающейся, своеобразной народной манере.
Как известно, Николай Угодник - один из самых почитаемых на Руси святых. Он и чудотворец, и угодник, самый удивительный, строгий, ласковый и добрый. Защитник слабых и угнетенных, плавающих и путешествующих, охраняющий каждый шаг русского человека. Не случайно, на, Кенозере наибольшее количество престолов приходится на Николин день: его отмечают в Усть-Поче, Вершинина, Бухалово. Свечу или лампаду у иконы Св. Николая зажигают и в других часовнях.
Потом поднялись на колокольню.
На колоколе была дата 1780 (или 1730)
Также посетили несколько маленьких музеев.
Мастерская древодела:
Мастерская кузнеца
И еще один музей Визит-центра.
Короче день у нас был мега насыщенным!
В завершение дня посетили местные магазинчики, хотели купить там картошки, чтобы вечером пожарить. Но как оказалось, в местные магазины картошку не завозят потому, что все в деревне сами ее выращивают. Продавщица сказала, зайдите в любой дом, вам там продадут. Короче, купили у местных жителей эту картошку, а в гостинице из нее замутили вкусный ужин.
Ну и в заключении, фильм на тему Кенозера.
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!