Хочу, но не дают
"Я бы рад пасеку расширить, землю хотел в аренду взять, да не дают! Говорят статус земли исключительно для КФХ, - сказал "Ошибкам пчеловода" Олег Миронов, пасечник из Нефтекамска. - Сколько писем во все органы власти писал. Одни отписки. Даже президенту на прямую линию жаловался". Ну, да, Олегу из администрации написали, все документы он предоставил, просьбу свою мотивировал, и, разобравшись с ситуацией ... ответили то же, что и местные власти. Мол, закон такой: землю не перевести в другой статус. "А я никак не могу из ЛПХ стать КФХ, куда мне уже: возраст, пенсия небольшая, а там налоги, отчетность- вообщем, одна головная боль,- сетует Олег. - А так хочется развить пасеку, о будущем внуков подумать". Много ли шансов, что чиновники услышат простого пчеловода и дадут ему возможность нормально работать?
А ведь интересы Олега- простого пчеловода, как ни странно, перекликаются со стратегическими интересами государства. Пафосно звучит? Ничего, зато правда. Вот только беда, что сейчас государство как будто забыло, что у него есть эти стратегические интересы.
Тем не менее, успешное развитие пчеловодства в России решает сразу нескольких стратегических задач от повышения урожайности пчелоопыляемых культур до роста экспортной выручки от реализации меда и сельхозпродукции.
Однако пока одна из важнейших отраслей экономики находится не в самом лучшем положении.
"В самой "не медовой" стране Европы - Австрии на 1 кв. км приходится 2,5 улья, а у нас даже на европейской территории страны нет и 0,5 улья на км кв.", - рассказывает "Ошибкам пчеловода" профессор Владимир Георгиевич Кашковский. - Общее число пчелосемей на сегодня по самым оптимистичным подсчётам не превышает 3,5 млн".
Серьезно сократился экспорт продукции. "Если взять статистику стран производителей меда, то она показывает насколько Россия потеряла свои позиции на мировом рынке меда,- говорит Владимир Кашковский. - Мы были первыми по экспорту, сейчас в четвёртый десяток скатились" Наступил час икс, когда уже надо принимать действительно разумные и действенные меры для возрождения отрасли.
Учите историю
В прошлом можно найти не один пример, как грамотная своевременная реакция власти позволяла оживить отрасль, дать стимул к развитию.
Еще Екатерина Великая была увлечена пчеловодством. Из казны, правда, смогли выделить деньги только на 7 ульев. Однако и этого было достаточно, чтобы императрица прониклась любовью к пчеловождению и уважением к пчеловодам. В 1775 году был издан Манифест, который избавил пчеловодов от каких каких-либо поборов и вмешательства в их деятельность. Екатерина II попала в точку: не мешайте пчеловоду и он сделает все, что в его силах для успешного развития пасеки.
Действительно, пчеловодство в империи стало очень активно развиваться. А в 19-ом веке Россия стала лидером, заняв первое место по производству меда и воска в мире. "Структура экспорта выглядела так: на первом месте мед, на втором - воск и только на третьем пушнина, - говорит Владимир Георгиевич. - А уже после революции, когда страны находилась на военном положении, был подписан "Декрет об охране пчеловодства". Согласно которому пчеловод не только освобождается от специальных налогов, но и имел право устанавливать ульи на землях, любой собственности. Это как раз то разрешение, которого так сегодня не хватает Олегу из Нефтекамска, чтобы расширить и активно развивать свою пасеку.
Но вернёмся к Декрету, в результате его действия, в стране к началу 40-х годов численность пчелосемей достигла 11 млн!
Полный текст "Декрета о поддержке пчеловодства" от 1919г 👉 здесь
Конечно, Великая Отечественная война нанесла огромный урон, в том числе, и пчеловодной отрасли: было уничтожено около 5 млн семей. "Однако после войны пчеловоды обратились к Молотову с просьбой о поддержке, - продолжает Владимир Кашковский. - Государство пошло навстречу. За границей было закуплено 300 тонн воска для производства вощины, были открыты школы пчеловодства и техникумы в Тимирязевке, на Украине, в Ташкенте и Новосибирске. Также была очень эффективно организована подготовка санитарно-ветеринарных служб. "В каждом районе был специалист, главной задачей которого было не штрафовать, а помогать. Он мог определить болезнь пчел, назначить лечение. В итоге всего за три с половиной года численность семей в СССР была восстановлена".
Получи помощь от государства
Сейчас нет госпрограммы обучения пчеловодству, нет подготовки соответствующих ветеринарных специалистов, не запрещен ввоз смертельных для пчел пестицидов. Также в масштабах государства нет системы стимулирования качевки пасек на поля, требующих опыления.
Сегодня на господдержку могут рассчитывать только фермеры (КФХ). Фермеры, которые только начинают или планируют бизнес в сельском хозяйстве, могут претендовать на получение гранта «Агростартап».
Грант выдается благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Можно получить до 3 млн рублей, а если фермер планирует стать членом кооператива, то до 4 млн рублей.
Грантополучатель должен создать как минимум одно рабочее место при получении поддержки на сумму до 2 млн рублей и как минимум два рабочих места — для поддержки на сумму более 2 млн рублей.
Получить грант можно только один раз, освоить деньги нужно в течение 18 месяцев после перевода средств.
"После освоения целевых средств и после проверки именно на целевое использование, можно еще получить субсидию от государства на покрытие 50% затрат на оборудование, - замечает Владимир Георгиевич. - Для частных же хозяйств никакой поддержки нет. Скорее идет работа на их ликвидацию".
"Предлагаемые санитарные требования сделают существование большинства пасек невозможным", - считает Владимир Кашковский.
⚡ К счастью, после бурного возмущения сообщества, разработчики представили новый документ. Ознакомиться с ним можно в материале 👉 Новый вариант санитарных правил стал вменяемым
Частник - основа отрасли пчеловодства
А ведь согласно статистике, именно частный пасечник фундамент отрасли пчеловодства в России. Посмотрите таблицу, частник владеет более 90% пчелосемей в России и на его долю приходится около 94% объёмов производства меда!
Поэтому без поддержки частного пчеловождения возрождение отрасли просто невозможно.
Из предлагаемых сегодня экспертами мер для активного развития пчеловодства можно назвать следующие:
1. Запрет на использование в России смертельно опасных для пчел пестицидов из группы никотиноидов. Кстати, большая их часть уже запрещена в Евросоюзе, Канаде и США.
2. Организация основных карантинных и профилактических исследований за счет государства. В некоторых странах все лечебные препараты закупаются за счет государства. Также обстоит дело с регулярными профилактическим исследованиями.
3. Полная компенсация пасечнику потери пчел в результате потравы фермерами. Достаточно проведённого анализа погибших пчел и данных об обработке полей. Так сделано в других странах. Пчеловод, который и так понёс серьёзные убытки не должен бегать по судам, тратить время и деньги. В свою очередь государство выставляет требования к фермеру, который либо использовал запрещённый препарат, либо не предупреждал об обработках. Во всех остальных случаях, если пчелы погибли от разрешённого препарата, это вина государства, что не запретило токсичного вещества.
4. Разработка стимулирующих программ для кочевых пасек. Сегодня в разных странах платят пасечнику от 50 до 160$ за улей, которые вывозят для опыления сельскохозяйственных культур. "В России пока такой повсеместной практики нет, - говорит Владимир Кашковский. - Однако знаю, что в Алтайском крае уже начали привлекать пчеловодов на платной основе для опыления подсолнечника. Оплата может быть не только деньгами, но и маслом, и семенами"
5. Также жизненно необходимо возродить программу подготовки ветеринарных специалистов, разбирающийся в пчеловодстве. " Сегодня ветеринар, тот который проверяет и штрафует, а должен быть соратником и помощником, - подводит итог Владимир Георгиевич. - В СССР существовали курсы переподготовки ветспециалистов. Например, в Ленинграде за 2 года на базе ..... готовили отличные кадры. Специалисты разъезжались по стране и помогали пчеловодческим хозяйствам успешно бороться с заболеваниями пчел".
6. И наконец-то пора уже вернуться к советскому опыту и разрешить размещать пасеки на любых бесхозных землях вне зависимости от их номинального статуса. Здесь не требуется никаких вложений, достаточно выпустить соответствующий документ. И насколько станет проще пчеловодам, в том числе и Олегу из Нефтекамска, наконец-то в полную силу заняться любимым делом на благо не только своей семьи, но и страны.
Какие из предложений специалистов будут услышаны в Минсельхозе пока трудно прогнозировать. Нам остается только надеяться, что здравый смысл и профессионализм чиновников победит откровенную глупость и частные интересы. Но даже, если поддержки не будет, пчеловоды не очень - то и расстроятся: "Если государство не мешает, не создает дополнительную контролирующую нагрузку, это уже помощь", - считает владелец крупной пасеки Юрий Щеголев. И мы с ним согласны.
Также на канале: "Документ, который возродил отрасль пчеловодства"
"Там за океаном... цена ульев " о суперсовременных и очень эстетичных ульях
Из рубрики "Мастерская" материал "Лучший для нас способ сборки рамок"