Найти в Дзене
Стильный дом

«Угрюм-река» – эффектно, но бездушно

Оглавление

Сразу скажу общее впечатление про «Угрюм-реку», которую уже успели назвать «Халтур-река», а потом все претензии по пунктам: создатели показали красивую картинку, но в ней мало настоящего чувства, а трагедия как яркая пластмассовая брошка.

Кадр из фильма «Угрюм-река» 1968 год
Кадр из фильма «Угрюм-река» 1968 год

Советский четырехсерийный фильм был поставлен Ярополком Лапшиным в 1968 году (роман написан в далеком 1928 году), он надолго запомнился зрителем, да и сейчас кажется впечатляющим. И кстати, все замечания зрителей или критиков в основном происходят в сравнении двух сериалов, про соответствие книге речи вообще не идет. И такое ощущение, что современные актеры ее не читали, поэтому их игра вызывает безадресное ощущение – для кого играли, кого изображали? Прежнее поколение недовольно, молодые зрители вообще не прониклись.

Плюсы по сравнению со старым фильмом: шикарные декорации и костюмы, технические аспекты съемки, все же полвека прошло. Потрясающие панорамные виды, запредельные сибирские перспективы – уж это удалось как следует. Но эти преимущества просто тонут в существенных недостатках: актеры играют очень шаблонно, вот прямо как картонные, ни один мускул на лице не дрогнет.

Встречайте – знакомые лица

Александр Горбатов (Прохор Громов) с одним и тем же выражением лица целует, страдает, в снегу замерзает, такая вот вещь в себе. Юлия Пересильд (Анфиса Козырева) получилась «никакая»: ни особо красивая, ни слишком умная, ни страстная, типа вся такая «загадошная» и неприступная. Декольте и блондинистые кудряшки, все на этом, порция актерского мастерства закончилась.

Про свою героиню актриса в интервью заявила, что она «непоследовательна и парадоксальна – это притягивает мужчин». Ага! – нашлась какая экстраординарная. Супер-бросок, полное попадание. Про Софью Эрнст (какая-то знакомая фамилия) в роли Нины можно даже не заикаться.

Не видно ни дружбы, ни службы, ни любви и патриотического пафоса, по нолям. Ходят, бродят, хороводят, смачно питаются. Тискаются, сношаются. И все это, не забываем, с парадоксальным выражением лица, а как же иначе.

Психология героев на уровне «ТикТокеров» - какая мотивация, убеждения и страсти, главное – реклама и вырвиглазный экшн. Движухи, кстати, много, хватает массовых сцен и разборок. Чего не хватает в обоих сериалах – шишковского снисходительного юмора, у него многие герои на грани пародии и гротеска. Но для этого нужно особое душевное устройство, внутренне богатство.

Прочие исполнители: Александр Балуев, Нина Суркова, Юрий Миронцев, Виталий Кищенко – постарались в меру своего таланта.

Сюжетные выверты

С актерами разобрались – партийно-наследственная номенклатура требует, но что происходит с сюжетом и характерами героев тоже непонятно. Ладно, классовую борьбу убрали, типа не актуально, хотя для 90% населения замкадья очень даже интересной остается тема про темные делишки «богатых» и страдания бедноты. Оставим злободневные происки советских авторов в прошлом, будем любоваться на трагедию и накал страстей.

Тут тоже не получилось, дикая заштампованность в каждой сцене, как будто смотришь очередной сериал про деревню, где все встречаются у одного колодца, и скоро к главному герою приедет успешная модель из столицы, с которой он давно разорвал отношения.

Нет внутренней связи между героями – они не поддерживают друг друга, каждый корячится, как может. Нет связи между сценами – обрывки, фрагменты. Нет связи между сериями, смотреть можно с любого момента и, главное, – не ждешь продолжения.

Пряничные домики

Костюмы и декорации – крутецкие, новые, «сторублевые», но тоже вот прям ненастоящие, неношеные, кругом ряженые казаки и прочая шушера. Впрочем, это масштабный вопрос, который волнует многих за рамками данного фильма. Художественное пространство становится все более условным, «виртуальным», отдаленным от реальных ожиданий зрителей. Оно словно специально противоречит здравому смыслу и эстетическому вкусу обычного человека. Требуется специальное образование, чтобы «понять замысел», «ощутить атмосферу», кинодеятели и прочие одаренные личности в простоте и шага не ступят.

Короче, много отдельных красивых картинок, но в целом пазл не сложился, кстати, фрагментарность киноповествования тоже показывает общую особенность – дробить киноленту, а то нынешние зрители «устают» от напряжения. Для меня главные критерии качества – хочется ли мне пересматривать этот фильм и хочется ли его рекомендовать для просмотра. Однозначно, не буду, хотя есть неоднократно просмотренные сериалы (например, «Котовский» или «Сонька – Золотая Ручка» кажутся теперь просто шедеврами).

К сожалению, тенденция «портить» великие книги только набирает обороты, вспомним тошнотворный сериал «Анна Каренина» с Лизой Боярской в главной роли, все так же пышно и бездарно.

Очевидно, что современные стандарты киноискусства диктуют свои методы и приемы игры и съемки, но если вы уже ломаете книжный сюжет, убираете устаревшие проблемы, то дайте новое понимание, новые доминанты в образах и исторических сценах.

Обсуждаемое на канале:

👉 Высказывания А. Серебрякова о России – правда, которая не для всех