В текущем 2021 году ВПР растянули почти на 3 месяца, затронув III и IV четверти. У меня пятиклассники ВПР по истории уже написали, так что настало время писать отчеты для рособра, заодно и с публикой поделюсь своими наблюдениями. Эту статью будет полезно прочитать учителям и многим родителям, чтобы понять, какой объем работы проделывает учитель, чтобы "пройти" ВПРы, которые школе даже не нужны. Ну и оценить свои знания, конечно же. Осторожно! Будет много картинок и букв!
Разбор проведу на примере демоверсии ВПР, взятой с сайта ФИОКО. На выполнение работы дается 45 минут (1 урок) без учета перемены и инструктажей. То есть, ученики пишут эти работы почти 2 урока школьного времени, что сильно раздражает учителя, пришедшего вести свой урок у этого класса после ВПР.
В 5 классе 8 заданий, 6 из которых по истории Древнего мира и 2 по краеведению. Задание №1 максимально оценивается 2 баллами, №2 - 1 балл, №3 и №4 - по 3 балла, №5- 1 балл, №6 - 2 балла, №7 - 1 балл, №8 - 2 балла.
В начале работы дается перечень тем, по которым будут задания. это 4 любые темы из списка, указанного на следующей картинке.
Среди списка тем в ВПР, чаще всего, встречаются Древний Египет и Древняя Греция. Большая вероятность встретить Китай. Считается, что это простые темы, так как Древнегреческая и Древнеегипетская культура наиболее интересны для детей и часто встречаются в мультфильмах и книжках. (Хотя, современных детей интересует только Тик ток).
Добавлять в список тем Древний Рим, я считаю издевательством над учителями и учениками, т.к. это последняя тема в учебном году и она еще не пройдена (а иногда даже не начата) на момент написания ВПР.
Задание № 1
Даже в демоверсии ВПР мы видим наши "любимые" темы - Грецию и Египет. Безусловно, если готовиться к ВПР, то этим странам нужно уделить особое внимание. Чтобы решить правильно этот вопрос пятиклассник должен знать элементы, относящиеся к культуре той или иной страны (или тупо запомнить картинки из учебника- они там ВСЕ есть). 1-египет, 2-индия, 3-шумер, 4-греция.
Задание №2
Задание №2, на мой взгляд, несколько сложнее первого, хотя за его выполнение дается всего 1 балл. Сложность его заключается в том, что пятиклассникам трудно запомнить необычные для них исторические имена и названия. Особенно, если они относятся к темам, на изучение которых отводится 1 урок. Но в этих заданиях всегда есть прямые указатели на страны, про которые идет речь, и если ученик знает - ошибиться невозможно. В данном случае - имя Гаутама. Основание буддизма, тема Индия.
Задания №3 и №4
Все "веселье" начинается на 3 - 4 заданиях. Перед ними жирным шрифтом располагается рамка, которую школьники, обычно, не читают или игнорируют. Это приводит к ошибкам и недобору баллов из-за невнимательности.
Задания №3 и №4 являются альтернативными, то есть дают школьникам возможность выбора темы, которая им кажется наиболее легкой. Но проблема в том, что по условиям, буквы в этих заданиях должны быть ОДИНАКОВЫМИ. Добрая половина учеников игнорирует это правило и пишет ответы на те темы, которые знают лучше, например №3 делают по Греции, а № 4 по Египту. Я такие ответы не засчитываю (хотя знаю, что меня все-равно никто не перепроверит, а че, раз я страдаю, пусть и другие тоже).
С заданием №3 ученики справляются лучше, чем с №4, потому что при выборе темы смотрят именно на него и выбирают то определение, которое лучше знают. Некоторые события из №4 недостаточно продуманы, чтобы написать о них 2 факта. Какие 2 факта можно навскидку вспомнить про строительство городов из глины в Шумере?
Задания №5 и №6
Еще год назад эти задания тоже были альтернативными и подразумевали выбор темы, но в этом году возможность выбора убрали, таким образом усложнив ВПР. Кроме того, формулировка задания слишком сложна для пятиклассников. Они просто не понимают, что нужно закрашивать, так как еще не знают, что такое меридиан и параллель, а объяснить им это должны на географии, а не на истории.
Знать местонахождение реки или города труднее, чем расположение выбранной страны. Поэтому в этом году вопрос №5 усложнился для пятиклассников просто неимоверно. Скорее всего, это связано с тем, что самые популярные страны Греция и Египет находятся в одном квадрате и учителя приучили учеников закрашивать его.
Содержание задания №6 не изменилось, только теперь вместо выбранной страны нужно соотнести природные условия с занятиями жителей той страны, на территории которой располагается объект из вопроса №5. Можно сказать, тоже усложнилось.
Задания №7 и №8
Это самые простые задания в ВПР, потому что памятники, знаменитых людей и исторические события, связанные с областью школьники изучают на уроках Окружающего мира еще с начальной школы! И уже писали ВПР по этим вопросам. За 2 этих задания в сумме дается 3 балла. Если школьник сделал еще хоть что-то правильно, кроме этого - он перешел порог тройки, что учителю и надо. В целом, только эти задания позволяют классу "не утонуть в двойках". Для учителя выгоднее всего будет "средненаписанный ВПР". Слишком хорошо писать нельзя - обвинят в необъективном оценивании. Слишком плохо - в непрофессионализме.
В целом ВПР "зло в чистом виде", конечно, но ведь и призвание учителя бороться со злом в сердцах учеников, родителей, а теперь еще и чиновников от рособрнадзора. Эти ВПР вызывают у всех такую ненависть и отторжение, что мне кажется, что они непросуществуют долго. Уже сейчас министерство задумывается, чтобы заменить их на какие - нибудь менее обременительные контрольные работы.
P.S. Если меня кто-то дочитал до конца из учителей, то как у вас обстоят дела с бумагой для ВПР? Администрация печатает? Не требуют ли деньги за бумагу? На 1 ВПР по истории требуется 6 листов. На географию - 10 - получается, чтобы написать географию одной параллели требуется 900 листов примерно. Где взять столько?