Православная церковь Западной Руси (современные Белоруссия и Украина) находилась под влиянием не князей как в Восточной Руси, а православных братств. Это были объединения горожан, которые занимались обустройством церквей и организацией ее хозяйства.
Это обстоятельство было обусловлено соблюдением права мирян на соборность, то есть участие в решении важнейших вопросов церкви и даже выборов ее иерархов.
В конце XVI века оформились Львовское и Виленское братства, которые получили право прямого подчинения константинопольскому патриарху. То есть они имели тот же вес, что и сам Киевский православный митрополит.
Это давало возможность братствам быть независимыми от православной церкви и в то же время контролировать ее.
Все это конечно делалось с попустительства польской короны, которая была заинтересована в разделе православной церкви. Но польские власти ошиблись, так как братства наоборот, стали центром притяжения всех православных сил
- По образцу уставов Львовского Успенского и Виленского Троицкого братств создаются православные братства в других городах Речи Посполитой в конце XVI – начале XVII в. С разрешения патриархов и государственной власти братчики открывают школы и типографии - Памятники, изданные Киевскою комиссиею для разбора древних актов. 2-е изд., с доп. Киев, 1898. Т. 3. Отд. 1. с.11
Православные братства имели свои школы, которые были на их "коше" (то есть обеспечении).
Эти школы соперничали со школами при Киевской униатской митрополии, и первым кто объединил их был митрополит Пётр Могила.
Сам Петр Могила учился в старейшей Львовской братской школе. По образцу Львовской школы, в 1615 году была образована и Киевская братская школа.
- Киевское православное братство организовало братскую школу «наук еллинославенских и латинского письма, где учители, принадлежащие к той церкви, научая, благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердие объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры…» - Памятники, изданные Временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Киев, 1846. Т. 2. Отд. 1, с.67
С Брестской унии в 1596 году братские школы оставались практически центрами православия, так как созданная униатская церковь (объединенные православная и католическая церкви) вела борьбу с чисто православными священниками и отбирала у них приходы.
Но братские школы хорошо поддерживались православным казачеством, торговыми кругами и ремесленниками, которые вносили значительные суммы на их содержание.
- Так, гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный почти все свои средства завещал школам Киевского Богоявленского, Львовского Успенского и Луцкого Крестовоздвиженского братств «на науку и выхованье бакаляров ученых… детям христианским… за чем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена» - Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. Киев, 1988. с.44
В братских школах учили славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, а также «семь свободных наук» – грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, диалектику, теологию.
- Отражение первого этапа «православной конфессионализации» – осознание отличия «своей» конфессии от других можно увидеть в тексте письма киевских братчиков русскому царю Михаилу Федоровичу от 17 января 1626 г.: «Мы устроили с большим накладом школу, чтобы обучать детей своих славяно-русскому и эллино-греческому языкам и другим наукам… для того, чтобы они не пили из чужих источников смертоносный яд западной схизмы и не уклонялись в темноту римлян» - монография О.Фефеловой О роли школ православных братств в создании Киево-Могилянской коллегии в первой трети xvii века
В 1627 году архимандритом Киево-Печерской лавры стал Петр Могила.
В 1620 году Киевская православная митрополия была вновь воссоздана, чему причиной было желание польской короны расширить свое влияние на все православные земли (униатство такой возможности не давало).
Одним из тех, кто мог распространить такое влияние был Петр Могила:
- Он пользовался поддержкой короля, имел родственников среди польской знати, сохранил дружеские отношения с униатскими епископами, был причастен к планам «новой унии» в 20–40-е гг. XVII в. Часть православной и униатской иерархии периодически, под присмотром королевской власти, вела переговоры об объединении православной и униатской церквей в рамках особого «патриархата», который не находился бы в иерархической зависимости от Рима или Константинополя - монография О.Фефеловой О роли школ православных братств в создании Киево-Могилянской коллегии в первой трети xvii века
В Киеве в то время действовали две школы - православная школа Киевского православного братства и униатская школа при Киевской лавре.
Между двумя школами шло противостояние и православные братчики требовали объединить две школы:
- Профессор Лаврской школы Сильвестр Косов (Коссов) писал: «Какие перуны, какие громы и молнии разные посыпались на нас тогда (по открытии школ), того невозможно описать чернилами. Было такое время, что мы, исповедавшись, только и ждали, что вот-вот начнут начинять нами желудки днепровских осетров или же того огнем, другого мечем отправят на тот свет» - Голубев С.Т. Киево-Могилянская коллегия при жизни своего фундатора киевского митрополита Петра Могилы. Киев, 1890. с.6
В 1632 году обе школы объединили в Киево-Братскую коллегию (с 1701 года Киево-Могилянская академию). Это учебное заведение стало центром не только православного обучения, но и вообще высшего образования во всех землях, населенных православным людом. Ее влияние на ученую среду в русских землях было огромным и снизилось только после открытия в 1755 году Московского университета.
Выпускники академии котировались как в православных, так и европейских странах, так как умели преподавать на латыни (языке науки того времени).
В стенах академии учились студенты из многих стран: белорусы, валахи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки и итальянцы.