Найти в Дзене
Finding Neverland

Оглядываясь назад

Оглавление

И снова дневниковые записи о детях и педагогике

Кадр из фильма «Джейн Остин», 2006 (filmz.ru)
Кадр из фильма «Джейн Остин», 2006 (filmz.ru)

Продолжаю делиться выдержками из своего старого (по сути, детского ещё) «педагогического дневника».

16 октября 2015
Первый опыт репетиторства (19 лет) в очень богатой семье

Сегодня прошло первое занятие с Катей и Мишей (имена изменены). Им по 5 лет, двойняшки. Удивительные дети! Так чудно сохранились: несмотря на шикарный уровень жизни – никаких аристократических замашек. Они не избалованы, не капризны и не чопорны – абсолютно здоровые в этом плане малыши: очень естественные, добрые, лучистые. Кажется, их строго воспитывают – во всяком случае, похоже на то.

Рассмотрю пару проблем, с которыми я столкнулась.

Во-первых, «не хочу» и «надо». Проблема в том, что Миша совсем не хочет учиться рисовать. Его это совершенно не интересует, он честно признался мне в этом. Но их бабушка настаивает на том, чтобы они рисовали – оба.

С одной стороны, ребёнок так или иначе сталкивается с тем, что заниматься только тем, что ему нравится, невозможно.Это закон жизни и необходимое условие воспитания личности. Но... мне кажется, когда речь идёт о творчестве, стоит задуматься о том, что этот закон не везде уместен. К счастью, особых страданий по этому поводу мальчик не испытывает, явного отвращения к предмету у него нет. Из него можно что-то «выжать» – вопрос в том, нужно ли это? Нужно ли ему самому, нужно ли родителям?

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин», 2017 (www.ivi.ru)
Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин», 2017 (www.ivi.ru)

Он старается закончить работу поскорее, лишь бы отвязаться... Понятно, что в таком случае ребёнку нужна мотивация. И вот тут-то возникает следующий вопрос.

Бабушка использует хитрость: обещает, что в награду за выполненное задание детей ждёт удивительный приз. Малыши, естественно, заинтригованы.

Допустим, что регулярное поощрение с моей стороны (обоих детей, конечно же, чтобы никому не было обидно) значительно увеличит Мишину работоспособность. Но хорошо ли это? Да, многие добиваются результатов именно таким способом... но меня это почему-то всегда смущало. Ведь, если подумать, мудрые родители дают детям понять, что вовсе не оценка является целью обучения и что не нужно стремиться получать одни только хорошие отметки. А творчество – это вообще дело тонкое.

Думаю, что хороший выход – игра. Нужно придумать игру, в которой каждый будет «зарабатывать» какие-то фишки независимо от результатов. Только не соревнование, только не «у кого больше»: они ведь двойняшки, и притом разного пола. Нет, наоборот – нужен командный дух, взаимодействие, взаимопомощь.

Всегда лучше объединять, чем настраивать друг против друга.

Иллюстрация из книги Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги» (vini-puh.ru)
Иллюстрация из книги Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги» (vini-puh.ru)

Интересно ещё, если призы всегда будут разные от занятия к занятию, чтобы любопытство («А что же в следующий раз?») не угасало.

Итак, мои идеи:

  • вести альбом, где мы будем рисовать и куда будем вклеивать разные дополнительные штучки-дрючки (схемы, трафареты и т.д.);
  • использовать фактурную бумагу, плоский декор (пайетки, сушёные листья);
  • креативные призы, из которых в конце концов можно будет составить какую-нибудь картинку/игру/что-нибудь объёмное: завести специальную коробочку, куда будем всё это складывать.

Пока всё.

Примечание: это занятие оказалось первым и последним. Мне так и не перезвонили больше (я была убита, т.к. не знала ещё, что работодатель не обязан объяснять причины, по которым работник ему не подошёл).

Скорее всего, как мне кажется до сих пор, бабушка не оценила меня как специалиста: после занятия, взглянув на работы своих внучат, она разочарованно и строго высказала мне своё недовольство она ожидала большего. Рисунки показались ей слишком «детскими»...

Мальчик-вундеркинд Киерон Уильямсон из Норфолка (Великобритания). Его картины продаются за тысячи фунтов стерлингов с тех пор, как он стал известен в возрасте около 8-ми лет (bizhint.net)
Мальчик-вундеркинд Киерон Уильямсон из Норфолка (Великобритания). Его картины продаются за тысячи фунтов стерлингов с тех пор, как он стал известен в возрасте около 8-ми лет (bizhint.net)

Честно признаться, меня это слегка шокировало: малышам было всего по 5 лет, и мне как раз очень понравилось то, как ярко и смело они изобразили достаточно сложный для их возраста натюрморт с тремя предметами (яблоко, груша и синее блюдечко). Сама бы я дала им задание попроще, но мне с самого начала было сказано, что от детей ждут «настоящего» уровня, а не «каляк-маляк». И, на мой взгляд, оба справились с поставленной задачей просто блестяще.

К тому же, я была совсем ребёнком (я и сейчас в свои 25 выгляжу и веду себя лет на 15, не больше) и не внушала доверия многим из тех, к кому пыталась устроиться на работу: например, в одном из ресторанов мне сказали, что-то вроде: «Ты ещё из детского садика не вышла, эта работа не для тебя», и что-то похожее я слышала очень часто.

В общем, грустно, что из этой затеи тогда ничего не вышло. Я очень надеюсь, что у этих ребят сейчас всё хорошо и что каждый из них нашёл себе занятие по душе.

Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!

Здесь можно почитать первую часть дневниковых записей (2014 – 2015), а здесь – вторую.

Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ НА СХОЖИЕ ТЕМЫ:

Психология детской игры
Патологическое игровое поведение: вовремя распознать и обезвредить
Как менялось отношение к детям с течением времени
Советы по обучению детей красивому письму
Влияние чтения на личность и развитие талантов ребёнка
Как устроить настоящий праздник весело и недорого

Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland

В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.