Психолог обычно взрослеет…
Изучая – в целях совершенствования собственного преподавания – теорию психологии, я в который раз убеждался в том, что почти все учебники по этому предмету написаны чрезвычайно сложным языком.
Когда-то существовавшее общеметодическое требование межпредметных связей заставило меня искать в психологических курсах проблемы: 1) общего значения; 2) полезные для жизни и тесно связанные с ней; 3) которые могут показаться интересными для студентов.
Ответом на эти поиски стали мои статьи (почти все размещены на сайте www.puzyrev-a-v.ru ): Мышление, язык и человеческая судьба: К постановке проблемы (1999); Женщина как многослойный текст (2000); Психологические аспекты трансформации судьбы (2000); Исцеление как разрушение стереотипов индивидуального сознания (2000); Соотношение правды и истины в аспекте тетрахотомии всеобщее – общее – особенное – единичное (2001); Гибельность принципа толерантности для российского города (2001); Возможности субстратной методологии в комплексном подходе к взаимосвязи мышления, языка и человеческой судьбы (2002) и др.
На что я обратил внимание?
1) В психологии – на тот момент – почти полностью отсутствовала постановка вопроса о соотношении конструктивных (созидательных, жизнеутверждающих) и деструктивных (разрушительных, жизнеотрицающих) моментов в процессе личностной эволюции (в настоящее время этот вопрос поднимается чаще).
2) Вопросы психологии бессознательного являются нечастыми в вузовских учебниках, хотя 93% психической деятельности протекает именно как неосознаваемые.
3) Очень редко в учебниках по психологии (в том числе) ставился вопрос о сценарных моментах жизни.
4) Соответственно, практически не ставился вопрос о психологических выгодах личности идти по разрушительному сценарию жизни.
Кроме того, мне запала в душу история о том, что когда Микао Усуи практиковал в бедных кварталах и бесплатно исцелял людей, он убедился в том, что многим людям выгодно играть роль убогих, бедных и обиженных судьбой людей.
Так у меня возникла идея о проведении психологического исследования психологических выгод заболеваний – о развитии идей З.Фрейда на новом историческом этапе.
Предварительные результаты свидетельствовали о том, что многим людям болеть психологически выгодно.
Но что такое иметь выгоду от заболевания? – В конечном счёте это выгода быть не только больным, но и ленивым, наплевательски относиться к другим, быть настолько бедным и несчастным, что проще просто умереть…
И я решил проверить свою идею – как много людей имеют в своих эволюционных программах психологическую выгоду заболеваний?
Вам интересно продолжение?