Очень не люблю когда вдумчивое изучение отечественной истории заменяют громом фанфар. Как то так у нас повелось, что просто выполнить свой долг перед Родиной недостаточно, надо что б было красиво с громом и молниями. Просто забороть в схватке две "Пантеры" мало, надо что б на лёгком танке, пушка которого не способна пробить броню «кошек», просто отразить атаку немецких танков истекая кровью и теряя товарищей недостаточно, надо скакать по полю с ПТРС аки японский ниндзя, просто достойно принять смерть, послав врагов по известному на Руси адресу неправильно, надо что б с пением «Интернационала» и самоподрывом.
О последнем эпизоде предлагаю поговорить подробнее. Публикация "Зависти" наделала немало шуму в среде поисковиков. Люди откликнулись и прислали ещё материалов, да и сам "Микс фронт" продолжает радовать "подвигами".
Но как говорится "узок их круг, страшно далеки они от народа", посему оставим тему копания земли, а возьмёмся за краеведение - этим в наше время легкодоступной информации так или иначе увлечено гораздо больше народу.
Речь вот об этом материале
https://mius-front.livejournal.com/15659.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social
Вы скажете - да что ты прицепился к "Миус фронту"?!
Ну во-первых эти парни любят громкий пиар, во-вторых очень уж характерная получилась статья, подобное пренебрежение тщательной проработкой документов увы характерно для многих отечественных любителей истории (я и сам писал бывало такое, за что нынче стыдно), в третьих мне в руки попали документы позволяющие не просто прокачать материал на косвенных так сказать, а прямо указать на ошибки.
Материал был хорош, в одном только ВК его увидели полторы тысячи человек https://vk.com/mius_front?w=wall-27693235_8222 , плюс публикации в https://www.nvgazeta.ru/news/12389/523872/ , точных данных об их аудитории у меня увы нет, но полагаю речь как минимум о сотнях читателей. Давайте же разберём статью. Начнем с простой бытовой логики.
Первое что лично мне бросилось в глаза при прочтении сего опуса: поведение танкистов после того как они застряли на раздавленной зенитке. Они могли попытаться починить траки, организовать какую никакую круговую оборону, подорвать танк и попытаться уйти к своим, да просто бросить машину и убежать, но они курят. А ведь судя по тексту немцев рядом еще нет.
В это время вдалеке [выделено мной ПЗБ] уже показались немецкие пехотинцы.
Вопросы вызывает и крупнокалиберная зенитка внезапно появившаяся в глубоком овраге.
«По карте Михаил увидел, что этот глубокий овраг [выделено мной ПЗБ] выходит к ж/д переезду у села Покровское. «Как раз то, что нужно», - пронеслось в голове у Михаила. Но в этот момент впереди идущая машина дернулась, как - будто споткнувшись, и задымила. Юдин услышал выстрел. «Работает зенитка», - понял он.»
Откуда же автор взял такие животрепещущие подробности? А из записей местных краеведов, вот они.
Но друзья мои то, что простительно краеведам 1980-1990х, непростительно современному исследователю. Как в наше время, исследуя вопрос касающийся Великой Отечественной, можно обойти вниманием "Память народа" лично для меня загадка.
Теперь от бытовой логики перейдем вескому слову документов. Почему столь замечательное произведение, живописующее последние часы жизни героя абсолютно лишено документов и карт? Я вам скажу почему - документы и карты противоречат рассказанной истории.
Для начала разберемся с датой гибели героя, автор ловко обходит этот момент, а краеведы напирают на 08.03.1942. Что ж обратимся к документам 63 отбр.
Когда же погиб Юдин и почему? Дело было 14.03.1942. Увы исходя из имеющихся документов следует, что вина за гибель комбата и его подразделения во многом лежит на нем самом.
Откуда дата? Да из доклада по 63 отбр. Смотрим.
Следующий документ от 20.03.1942 дает наводку, где же искать место гибели Юдина и несколько уточняет картину произошедшего.
Окончательную ясность вносят записи из ЖБД 56А.
Скорее всего, путь танков выглядел примерно так, именно у входа в балку Джереганова закончился путь Юдина и танков его батальона.
Почему путь танков был именно таким неясно. Но в документах от бригадного до корпусного уровня вина за гибель танков возлагается на комбата Юдина. Неприятно? Безусловно. Но стоит ли замыливать правду красивыми историями и взятыми из головы подробностями?
Плохо подготовленное и скоординированное наступление провалилось, с печальным для нас итогом. В докладе по 56 А отмечается недостаточная подготовка, взаимодействие родов войск, отвратительная кадровая работа (например командир одного полков не явился на рекогносцировку перед наступлением!). В целом армейский доклад характеризует операцию 14.03.1942 как крайне неудачную и увы все показали себя не с лучшей стороны. Однако даже очень большие недостатки в работе, не означают, что остальные войска отдыхали, пока такни 63 отбр ломали оборону противника, поэтому не могу не обратить внимание на вот этот пассаж автора.
С утра комбат 2-го батальона 63-й отдельной танковой бригады ГСС капитан Михаил Владимирович Юдин знал, что из этого боя живым он не вернется. Получив боевую задачу накануне вечером в штабе бригады, он допоздна просидел в своем блиндаже с офицерами своего батальона. Приказано наступать. Без артподготовки, без взаимодействия с авиацией, без поддержки пехоты.
Осмелюсь привести здесь пару документов, которые показывают, что и артиллерия и авиация в тот день и в том бою участвовали. Что же касается пехоты, в статье она появляется буквально в следующем предложении.
И тут пытливый читатель заметит, что все вышеперечисленный документы раскрывают детали боя у высот и входа в балку, но не события у переезда. Мало ли как мог туда попасть танк Юдина, кто его знает, что там произошло на самом деле... Что ж пришло время выложить на стол главный козырь - свидетель гибели танка у переезда ЕСТЬ.
Вот он смотрите.
Дело было не 14, а 16.03.1942. Не было ни полицаев, ни соломы с хворостом, ни местных жителей, ни пения «Интернационала». Короткая стычка и гибель экипажа в безвыходной ситуации. Честно, без пафоса и фанфар.
P. S. В тот день бригада оставила на территории противника только один Т-34,
а значит, с большой долей вероятности можно предположить, что вот эти парни - те самые, что погибли на том переезде
P. S. Эта короткая выжимка из документов не полна. Осталось еще немало вопросов. Почему в половине документов (здесь я привел далеко не все, как вы понимаете) 63 отбр именуется 68отбр? Что за событие послужило основой статей краеведов? Может быть, за рассказом местных жителей скрывается другой танк, погибший 08.03.1942 или некое неизвестное нам пока событие? Однако ясно одно — все это не имеет прямого отношения ни к гибели героя советского союза Юдина, ни к событиям у переезда.
P.P. S. Ну и напоследок не могу не пнуть автора статьи за еще одну мелочь. Больно уж я люблю старые фото и всячески выгребаю из сети все, что связано с Донбассом вообще и с Миусом в частности. Фото, однозначно подписанные как «Миус-фронт», по пальцам рук пересчитать можно. Тут же вдруг мало того, что фото незнакомо, да еще и елки во весь горизонт – зрелище для Миуса крайне редкое.
Пришлось проверить этот момент, и чуйка меня не подвела, на фото:
«Broken German 75-mm anti-tank gun PaK 40 and dead gunners in the vicinity of Mabompre, Belgium. This PaK 40 destroyed two American tanks before the Allies managed to disable it.
Location: Mabompre, Belgium
Photo date: January 17, 1945»
В статье использованы материалы:
«Миус-Фронт» https://vk.com/mius_front
В заставке статьи использован картина Александра Лактионова «Герой Советского Союза капитан Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов», 1938г.
А. Бобренок 17.11.2019
https://vk.com/@zlobobr-fanfary