Найти в Дзене
Иван Гончаров

Британская Яга из Японии

Хаяо Миядзаки - имя, которое любого заставит стремглав бежать в кинотеатр. Его шедевры в жанре аниме можно пересматривать без конца.

Горо Миядзаки - его сын, тоже режиссер-аниматор, вечно обреченный на сравнения со своим великим отцом. Только этим ревнивым сравнением я могу объяснить суровый прием, который ждал его картину "Уховертка и ведьма" в зарубежной критике. У нас фильм выходит под названием "Ая и ведьма", и надеюсь, прием у публики будет более благосклонным. Он не шедевр, но, по-моему, и не столь отвратителен, как пишут самые строгие из зарубежных рецензентов.

Сын постарался максимально уйти от отцовских принципов и сделал первую в истории его прославленной студии "Гибли" компьютерную анимацию. Напомню, что создатель "Рыбки Поньо..." и "Унесенных призраками" Хаяо Миядзаки ее не признает принципиально: она более холодна, чем рукотворная рисованная мультипликация, а ее герои менее фантазийны, потому что похожи на пластмассовых кукол из детского универмага. Здесь первое важное отличие "Аи и ведьмы" от, скажем, "Ходячего замка", снятого Миядзаки-отцом по книге той же британской писательницы Дианы Уинн Джонс, по роману которой снял свой новый аниме сын его Горо.

Второе, не менее важное: доверившись всемогуществу компьютера, Горо Миядзаки не уделил столь же тщательное внимание разработке фабулы фильма и его диалогов: в фабуле слишком много дыр, прорех, недоговоренностей и неясностей, в диалогах нет афористичности и своеобразной, по-детски наивной поэтики, присущей картинам Хаяо Миядзаки. Из всего этого проистекают неизбежные, очень заметные провисы и длинноты.

Разницу в масштабах дарований оставим в стороне: из того, что по земле ходят гении, не следует, что всем остальным нужно заткнуться. Хаяо Миядзаки, как и Уолт Дисней, творцы не фильмов, а самостоятельных авторских вселенных, у Горо же получилась просто неплохая картина, которую нужно смотреть без гнева и пристрастия, - как мы смотрим любой добротный мейнстрим.

Начинается динамично: по хайвею мчится рыжеволосая мотоциклистка, ее преследует на чем-то, смахивающем на "москвича" древней модели, взвод ее товарок - как потом выяснится, ведьм, с которыми она поссорилась. Почему поссорилась - неважно, важно, что улепетывает. Горо Миядзаки берет на вооружение не только компьютер, но и базовый принцип компьютерных игр: не спрашивать, почему и зачем, а увертываться, бежать и стрелять.