Найти в Дзене

Обязательные работы в уголовном законе России. Панацея или полумера?

Действующая система наказаний включает в себя немало видов, одна из которых – обязательные работы. В связи с этим, в научном сообществе ведутся дискуссии относительно эффективности включения его в систему наказаний и о перспективах его развития и применения.
«Общественные работы» как наказание появились в России в середине XIX в. Приговаривали к ним волостные суды – как правило, крестьян и на

Действующая система наказаний включает в себя немало видов, одна из которых – обязательные работы. В связи с этим, в научном сообществе ведутся дискуссии относительно эффективности включения его в систему наказаний и о перспективах его развития и применения.

«Общественные работы» как наказание появились в России в середине XIX в. Приговаривали к ним волостные суды – как правило, крестьян и на срок до шести дней. Исполнение приговоров было возложено на старост. Долгое время все ещё популярными были более традиционные наказания: розги, штрафы и аресты. Со временем, общественные работы стали в императорской России одним из основных альтернативных наказаний. Осужденные женщины мыли полы в волостных управлениях, мели на базаре улицы. Мужчин заставляли ремонтировать дороги и мосты, копать канавы, колоть дрова. Так что сравнительно новое наказание в данном случае – это «хорошо забытое старое».

Сегодня суды назначают обязательные работы за кражи, мошенничества, хулиганство и злостное уклонение от уплаты алиментов. Регулируется данное положение ст. 49 УК РФ и главой 4 УИК РФ. Согласно ч. 2 ст. 49 УК РФ, срок обязательных работ назначается от 60 до 480 часов. Также существует ограничения для назначения обязательных работ. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. В случае злостного уклонения, осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Как правило используют осужденных на работах не требующих специальных познаний и навыков: при озеленении скверов и улиц, ремонте школ и больниц, мойке окон, уборке мусора. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление контролирующего органа о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено данное наказание, от отбывания обязательных работ. Зачастую, осужденные приходят в организацию, чтобы отработать срок штукатурами-малярами или дворниками, и остаются там работать на постоянной основе после отработки положенных часов. Многие работодатели очень заинтересованы в более широком применении обязательных работ.

В развитых странах для применения наказания в виде обязательных работ правительство в бюджетах предусматривает средства на создание рабочих мест для осужденных. В Финляндии ежегодно выделяются средства для создания более 100 тысяч рабочих мест. В России ситуация складывается иначе: финансированием и поиском рабочих мест для осужденных занимаются органы местного самоуправления, которые не имеют для этого дополнительных организационных и финансовых возможностей.

Обязательные работы – это реальная альтернатива лишению свободы, т. к. это наказание не содержит в себе жестоких карательных санкций, позволяет осужденному сохранить работу или продолжить учебу, поэтому данное наказание должно иметь более широкое применение за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

Этой точке зрения придерживается ряд ученых, считающих, что «проведенный анализ использования общественных работ в ранее имевшейся правоприменительной практике России, а также других более развитых государств позволяет сделать вывод о том, что среди наказаний, не связанных с лишением свободы, быстрее всего должны занять свое место обязательные работы». В перспективе применения обязательные работы как вид уголовного наказания для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, позволят сократить влияние криминальной среды на социально не опасных, но совершивших незначительные преступления людей. Возмездие всегда должно настигать преступника, его нельзя оставить безнаказанным, все зависимости от степени тяжести преступления. Безнаказанность впоследствии всегда ведет за собой рецидив. Но чем меньше законодатель будет лишать свободы, отправив в колонию, тем меньше будет криминальный фон в обществе. Поэтому необходимо расширять и совершенствовать альтернативные меры уголовного наказания. Наказание в виде обязательных работ, введенное УК РФ 1996 г., служит одним из средств реализации тенденции уголовной политики в России. Цель наказания достигается в процессе трудовой деятельности осужденных, выполнения общественно-полезных работ.

Таким образом, сегодня лишение свободы отбывают и те лица, которые могли бы быть исправлены без применения радикальных мер уголовно-правового воздействия. Выходом из такого положения может быть только создание условий для введения отложенных наказаний, в том числе и обязательных работ. В связи с этим, особую актуальность приобретают научные предложения по организации исполнения обязательных работ на практике.

Введение в перечень наказаний наказания, не связанного с лишением свободы, вызывает необходимость комплексного научного исследования данного института, в том числе его соответствия социальным потребностям общества на современном этапе развития. Поскольку обязательные работы являются одним из видов уголовного наказания, осмысление их понятия, сущности, целей и задач должно происходить на базе разработанных наукой и подтвержденных практикой общих положений об институте наказания.

Анализируя результаты применения наказания в виде обязательных работ, напрашивается вывод, что такое наказание стало более широко назначаться лицам, виновным в совершении преступлений. Зафиксирован устойчивый рост применения такого вида наказания. Так, за период с 2012 по 2016 гг. удельный вес данного вида наказания в Российской Федерации возрос с 10,19 до 18,93 %. Конечно, рассматриваемый институт далек от идеала. С ним еще придется много и усердно работать. Поможет ли такой вид наказания действительно ставить преступников на "путь истинный" и не ломать им жизнь в тюрьме, давая шанс на исправление без кардинальных мер? Покажет время и судебная практика. Одно можно сказать точно - тюрьмы не будут забиты до отказа, а значит государство будет тратить меньше денег на их содержание.