В 65-ти километрах от Краснодара, в 17-ти километрах от Горячего Ключа, с южной стороны трассы "Дон", расположено небольшое село Хребтовое.
Многие туристы знают усадьбу "Казаки" и его прекрасный ресторан с казачьей кухней. Расположено это заведение на единственной улице Хребтового, там, где пару десятков лет назад стояли сельские хаты.
Глядя на территорию усадьбы и её уютные домики я подумала - а ведь так прекрасно могло выглядеть и всё это село. В некоторых Европейских странах жители маленьких бедных поселений кооперируются и превращают свои населённые пункты в небольшие туристические объекты. Это даёт им заработок и возможность оставаться жить там, где они родились.
Усадьба охраняется со всех сторон собаками, сидящими на цепи.
Я решила пройти по улице с красивым названием - Изумрудная. Она и впрямь вся покрыта ярко-зелёной травой, окружена кустарниками и деревьями.
Земля здесь очень влажная, почти болото, и надо перепрыгивать с кочки на кочку, чтобы не увязнуть. Такая прогулка мне напомнила походы за клюквой в подмосковных лесах Орехово-Зуевского района.
Первый дом в селе Хребтовом великолепен. Не знаю, что это будет - гостиница или жильё. Здесь пока идёт стройка и облагораживается участок. В доме никто не живёт.
Второй домик выглядит скромнее. Его житель чем-то занят на своём участке.
Третий домик заперт. Видимо его хозяин отлучился по делам или в магазин, ближайший из которых находится в городе Горячий Ключ. В самом селе нет совершенно никакой инфраструктуры. Нет никаких коммуникаций, кроме электричества.
У лесной опушки расползлось, небольшой лужей, озеро. На его берегу царит хаос - валяются разломанная металлическая беседка, стволы деревьев, куски бетона и перевёрнутая лодочка. Под уцелевшим навесом сложена стопка строительных поддонов. Непонятно, что здесь происходит - созидание чего либо или разрушение.
С краю лужайки стоит хлев в котором живёт кабанчик. Я покормила его яблоком и мы стали друзьями. Он умный и доверчивый.
Если вы, дорогие читатели, поедете в мае-июне мимо Хребтового и захотите отобедать в местном заведении, то знайте, что мясо здесь наисвежайшее и экологически чистое.
Улица закончилась неожиданно. Перед моим взором предстала удивительная картина, словно сошедшая со сказочных полотен Васнецова. В небольшой луже, среди осоки и цветов наслаждались жизнью лягушки.
Полюбовавшись на них я пошла обратно, в другой конец улицы. Здесь стоит непонятное заброшенное строение.
Никто из людей, работающих на стройке и на бензозаправке, не знает что это было и кому принадлежит.
Дальше по улице ждут хозяев печальные домики.
Я думала, что село закончилось, когда за болотистой полянкой, среди непроходимых зарослей, увидела крышу с трубой из которой вился дымок.
Любопытство погнало меня напролом - через воду, грязь и дебри. И я оказалась во "дворе" домовладения.
На верёвке мирно сушились брюки, стояли баклажки с питьевой водой и ржавые вёдра с мусором, напротив домика доживает последние дни полуразобранное строение летней кухни.
Я не стала беспокоить третьего жителя Хребтового, прошла насквозь через его территорию и попала в следующее подворье .
Среди веток и лиан виднелась только крыша, лежащая на земле. У этого дома стены были саманные и от влаги растворились во времени.
Дальше был только лес со всех сторон и никаких признаков жизни.
Село полно тайн и в нём нет старожилов, которые могли бы рассказать, что случилось с Хребтовым, почему его забросили.
Хребтовое было основано в 1874 году. На картах Российской Империи и Советского союза обозначалось жилым. Сотню лет никто не покидал его. Здесь было лесничество и охотничье хозяйство.
Окружает Хребтовое старейшая и особо охраняемая территория природного зоологического заказника «Горячеключевской». Он был организован в 1958 году с целью сохранения и восстановления популяции таких охотничьих животных, как благородный кавказский олень, рысь, косуля, дикий кабан, выдра, лесная куница, белка альпийская, заяц-русак.
В 8-ми километрах от села, в верховьях русла ручья Тамбовская щель, расположены Каверзинские водопады.
Место уникальное по своей природе и если бы я родилась в нём, то никогда бы не покинула. Видимо оставшиеся здесь три жителя солидарны со мной.