Найти в Дзене
Восхитительные будни

Счастливое детство в суровом воспитании: баловать детей или держать в строгости

Я сама была ребенком, теперь у меня есть свои дети. Мои родители – из многодетных семей, особенно отец, у которого было два брата и семь родных сестер – итого у бабушки с дедом было десять детей. Так что можно представить, сколько нас – двоюродных. Род у нас дружный, крепкий – родство и любовь сестринская-братская неподдельные. А так как пораскидала нас жизнь по разным городам и даже странам, то на расстоянии она стала еще крепче. Да и работа у меня такая, что связана с повседневным знакомством с жизнью многих людей, что взрослых, что маленьких. Так что – насмотрелась, кто как живет, кого как воспитывают.

Я не буду писать о трудных семьях, где дети страдают. Они есть, мы об этом знаем, и осознавать эту сторону нашей жизни очень тяжело. Про себя скажу, как только узнаю, что где-то неблагополучно в семье, молчать не стану, мол – не мое дело. В нашей опеке уже есть несколько заявлений от меня с требованием проверить пару семей. У одних горе-родителей сына уже забрали. Слышать его плач и ор родителей на мальчика было невыносимо – мне хватило пару раз, чтобы вызвать полицию и опеку. Так что о том, что «настучала», и малыша у пьяниц и бездельников забрали, я не жалею. Да, знаю, что в детском доме ему будет тоже не легко. Но он хотя бы будет одет и обут, и он будет сыт. А может, и любим приемными родителями – и такое бывает.

Из личного фотоархива автора канала
Из личного фотоархива автора канала

Нас с братом воспитывали в строгости. Любили родители? Несомненно. Баловали? Сложно сказать. Одевали-обували, поучали. У нас было все необходимое, а когда подросли, то и излишества появились: магнитофон, фотоаппарат, мопед, красивая одежда, у меня – золотые украшения. Все, что по мнению окружающих, должно было быть у молодой девушки и молодого парня – у нас было.

Но родители очень много работали. Я не помню, чтобы нам читали сказки, чтобы мы вместе играли в шашки, раскрашивали раскраску или складывали мозаику. Как-то мы - дети своих родителей - были предоставлены сами себе. И мои братья-сестры, и мои одноклассники. Вернее – большинство моих одноклассников. Да, по вечерам и воскресеньям мы все дружно смотрели телевизор: «Будильник», «В гостях у сказки», «В мире животных». Это была такая традиция в семье.

Из личного фотоархива автора канала
Из личного фотоархива автора канала

Но с нами в повседневной жизни никто из родителей не играл в игры, даже в настольные. Поэтому нас с братом и двоюродной сестрой так тянуло в те семьи, к тем друзьям, где родители много своего времени посвящали детям. Это у них мы играли в шашки и лото, там меня научили играть в шахматы. Но таких семей мы видели мало. В ту пору у нас это считалось лишним. Главное было – накормить, одеть-обуть. А поиграть дети и сами могут. Вот мы сами и играли. Я очень скоро научилась читать и читала всем соседским ребятишкам, когда была плохая погода и мы все собирались у кого-то в доме.

Любили нас наши родители? Несомненно! В этом я ни на секунду не сомневаюсь. Они и жили, и зарабатывали - для нас, но воспитывали в спартанской строгости.

Мои дети даже не представляли, как это – не поиграть вечером с мамой и папой в лото или шашки, не почитать сказку, не порисовать вместе. А еще же есть пластилин, пазлы… В доме целая стена комнаты была выделена под их «художества» - цветными мелками дети создавали на ней свою картину. Я едва успевала вытирать цветную пыль от мелков под их ногами, чтоб они не разнесли ее по всему дому. В четыре года моя дочь решила, что тоже хочет сидеть и вязать рядом со мной – мое любимое занятие. Вскоре к нам присоединился и семилетний сын. Да, мы тоже с мужем работали, и тоже – все для детей, но собственное детство научило нас, как надо выстраивать отношения со своими сыном и дочерью. И не так, как это было с нами.

Из личного фотоархива автора канала
Из личного фотоархива автора канала

Да, мы выросли ответственными, нормальными людьми. Но какая-то недоговоренность в отношениях с родителями, недопонятость – осталась навсегда. И даже откровенно сказать им самые простые вещи нам было сложно. И все совсем не так в общении с нашими детьми.

Мы их баловали, носили на руках до тех пор, пока на это хватало сил - дочку аж до самой школы носили в садик. Мы понимали, что когда-нибудь нам очень захочется, чтобы как детстве дети могли спокойно залезть к нам и посидеть на руках, а мы могли их обнимать. Но очень быстро он вырастут, и это будет невозможно. И мы старались продлить это счастье – носить детей на руках.

Из личного фотоархива автора канала
Из личного фотоархива автора канала

И вот они выросли, они уже взрослые, а мы понимаем, что хоть и делали для них все, что могли, но все кажется, что этого было мало. Дети нас очень любят – и это неподдельная любовь. Они безумно нами дорожат и всегда волнуются за нас. Как и мы за них.

И вот, оглядываясь на свое детство и их, анализируя отношения мои с родителями и моих детей со мной, понимаю, что любить и баловать намного правильнее, чем держать в спартанской строгости. Ничто не заменит общения с родителями, а потом детьми.