Найти тему
11,8K подписчиков

Кумулятивный эффект в инвестициях

1,4K прочитали

Работай, экономь, инвестируй. И в один прекрасный момент неожиданно осознаешь, что стал богатым человеком. Денег стало много. Это неизбежно происходит благодаря кумулятивному эффекту в инвестициях.

Работай, экономь, инвестируй. И в один прекрасный момент неожиданно осознаешь, что стал богатым человеком. Денег стало много. Это неизбежно происходит благодаря кумулятивному эффекту в инвестициях.

Что такое кумулятивный эффект

Ребёнок учится ходить. Отпускает мамину руку. Секунду испуганно балансирует и падает. После множества падений он уже умеет стоять твёрдо. Более того, даже научился самостоятельно подниматься. Делает первый шаг. Снова падение. В дальнейшем спотыкается на каждой кочке. Ревёт, набивает шишки, но продолжает попытки. И вдруг однажды совершается чудо. Не просто пошёл – побежал. Отныне он – уверенный пешеход.

С точки зрения физиологии каждая неудачная попытка, каждый синяк, каждая секунда шаткого равновесия откладывается в мышечной памяти, в коре головного мозга. Опыт постепенно накапливается. И когда его накопится некоторая критическая масса, то обучение закончено. Необходимые мышечные волокна выросли, все нейроны зацепились друг за друга. Происходит «взрывной» прогресс. Вроде только что два шага ступить не мог. А тут вдруг побежал.

Каждая попытка достичь цели – успешная, или нет – даёт свой вклад в общую копилку результата. Вклад не всегда большой, не всегда заметный. Пусть даже, кажется, что его нет. Но он есть. Миллион падений и ребёнок побежал.

Вот это и есть кумулятивный эффект.

Работай, экономь, инвестируй. И в один прекрасный момент неожиданно осознаешь, что стал богатым человеком. Денег стало много. Это неизбежно происходит благодаря кумулятивному эффекту в инвестициях.-2

Работай, экономь, инвестируй. И в один прекрасный момент неожиданно осознаешь, что стал богатым человеком. Денег стало много. Это неизбежно происходит благодаря кумулятивному эффекту в инвестициях.-3

Как добиваться кумулятивного эффекта в инвестициях

В инвестициях тоже существуют кумулятивный эффект. Чтобы получить его, достаточно соблюдать разумное финансовое поведение и избегать глупых поступков.

Надо систематически получать зарплату, немного экономить, инвестировать накопления и получать доход на инвестиции. С Вашими деньгами будет что-то происходить. Внешне незаметно. Можно даже особо не интересоваться, что происходит. Но однажды вдруг окажется, что денег у Вас уже стало достаточно. Откуда они взялись? Да фиг знает…

Сработал тот самый кумулятивный эффект.

Обратите внимание. Не надо много зарабатывать, не надо жёстко экономить, не надо много инвестировать, не нужны сверхвысокие доходности на инвестиции. Не нужны эти очевидные признаки финансового благополучия. Если всё это есть, то хорошо. А нет – не беда.

Как выглядит кумулятивный эффект в инвестициях не в теории, а на практике? Рассказываю на своём опыте. Я – не образец для подражания. Возможно, у Вас кумулятивный эффект проявится иначе. Но он будет. Точно.

Экономлю в быту

Я не держу свою семью на голодном пайке, или в "чёрном теле". Покупаем только необходимые вещи и необходимые продукты. Всё необходимое у нас есть. Причём, хорошего качества. За качество приходится доплачивать дороже. Но за бренд, за статус и за прочую шнягу я платить не собираюсь. На этом экономлю. А на качестве - нет.

Всякую мелочовку типа туалетной бумаги я покупаю огромными упаковками по оптовым ценам. В "Магните" не стесняюсь массово закупаться по жёлтым акционным ценникам. Подсолнечное масло, чай, или кофе можно купить сразу много. Оно в кладовочке не пропадёт, со временем всё съедим-выпьем.

Даже лаврушку покупаю веником. Такие пучки веток лаврового дерева с листьями. Стоит недорого. Домой принёс - листья ободрал. Запас на год.

Все сэкономленные таким образом копейки оседают у меня в кошельке. Не знаю сколько, но знаю, что оседают. И в конце месяца у меня всегда остаётся какой-то остаток денег. Они тут же уезжают на биржу, где я их инвестирую. Взамен на карточку приезжает новая зарплата, которую я так же экономно трачу.

Инвестирую сэкономленные деньги

Я много лет систематически инвестирую. Не спекулирую, не мечусь между различными акциями. А год за годом покупаю одни и те же акции. И даже не помню, по каким ценам покупал. Не интересуюсь динамикой котировок. Для меня достаточно знать, что в целом котировки моих акций имеют повышательный тренд. На сколько они выросли - не важно, главное, что выросли. Ну, и ещё по ним платят дивиденды.

Держу долго инвестиционные позиции

Иногда бывают биржевые обвалы, но затем следует восстановительный рост и рост ещё выше. В итоге получается прирост. Пусть небольшой, но систематический прирост. Если держать хорошие акции долго, то несмотря на пугающие колебания котировок, они всё-равно покажут рост. Редко, когда рост составит десятки процентов в месяц. Акции будут тихо-тихо карабкаться вверх. Обычно прирост составляет доли процента в месяц. А мне быстро и не надо. Мне надо, чтобы движение "в плюс" не прекращалось.

Получаю дивиденды и реинвестирую их

По своим акциям я регулярно получаю дивиденды. Понятия не имею, какую сумму получаю. Главное, что получаю. Бывает, что за какой-то год дивиденды невысокие. Но потом будет повыше, затем вообще рекордные, и снова скромно заплатят. В среднем получается нормальная дивидендная доходность. Дивиденды я всё время реинвестирую. Не трачу деньги, а они присоединяются к основному капиталу. Незаметно его увеличивают.

Экономлю на транзакционных издержках

Когда-то мой жадный брокер брал с меня помимо биржевой комиссии ежемесячный депозитарный сбор просто за то, что я являюсь его клиентом. Примерно, по 400 рублей в месяц. А это 4800 в год. Поменял брокера. Новый брокер брал депозитарный сбор с каждой сделки в отдельности. Где-то 200-300 рублей. Это дополнительные расходы к каждой сделке. В год я совершаю около 20-30 сделок. Так я почти ничего не сэкономил. Допустим, можно покупать акции реже. Весь год копить деньги и покупать сразу большие пакеты, тогда будет экономия. Но я Ещё раз поменял брокера.

Теперь у меня скромный брокер, он берёт депозитарный сбор 200 рублей в месяц при условии, что я совершил в этом месяце хоть одну сделку. Если сделок много, то всё-равно, плачу 200 рублей и всё. Безлимт. Я стараюсь покупать 4 раза в год.

Ходят слухи, что даже этот сбор скоро отменят.

Обратите внимание платил когда-то 4800 в год, Теперь 800, или того меньше. Экономия налицо. Причём, все сэкономленные деньги остаются на брокерском счёте. И на них я покупаю дополнительные акции. Не знаю, сколько наэкономил всего. Но главное, что деньги остались при мне.

Какой результат дал кумулятивный эффект

Подведу небольшой итог. В мой карман втекает множество денежных ручейков. Некоторые из них совсем скромные - копеечные. Например, та же экономия на оптовой покупки туалетной бумаги. Но все свободные деньги рано ли поздно оказываются на фондовом рынке. Я покупаю на них акции. Акции приносят дивиденды и этим тоже увеличивают размер моего капитала. Так же экономлю на транзакционных издержках и этим тоже увеличиваю свой счёт.

При этом я не знаю ни одной цифры. Не знаю сколько заработал, не знаю сколько сэкономил, не знаю как выросли котировки акций, или упали.

Но при этом я точно вижу, как год от года мой капитал становится всё больше и больше. Все эти небольшие суммы инвестируются, реинвестируются. Крутятся-вертятся. И в итоге скатывается большой клубок из денег.

Вот так проявился кумулятивный эффект в инвестициях. Ждать его мне пришлось долго. Годами. Десятилетиями. Но если я буду продолжать свою финансовую стратегию, то капитал будет по прежнему увеличиваться. Только быстрее. И в пенсионный возраст я вступлю обеспеченным человеком.

Отрицательный кумулятивный эффект

Дурное финансовое поведение тоже имеет свой кумулятивный эффект.

Расточительность, кредитная зависимость, бессистемные траты, отсутствие инвестиций. Каждый этот фактор в отдельности подтачивает Ваше финансовое благополучие. Не катастрофически, но вредит. А если они действуют одновременно все вместе, или по очереди, то в сумме они разрушат Ваше финансовое благополучие, как бы много денег Вы ни зарабатывали.

Работай, экономь, инвестируй. И в один прекрасный момент неожиданно осознаешь, что стал богатым человеком. Денег стало много. Это неизбежно происходит благодаря кумулятивному эффекту в инвестициях.-4