Напомню, в первой части мы с вами рассмотрели появление искусства хождения строем в связи с чисто военной, тактической, необходимостью.
Во второй части речь шла о том, что грамотная организация строя обеспечивает быструю переброску войск пешим порядком - и это было важно вплоть до Второй Мировой войны.
Продолжим - зачем еще стала нужна шагистика в Новое время.
Времена имеют свойство меняться, менялись они и для солдат. И для полководцев - тоже.
Вот, к примеру, появление (относительно) массовых армий позволило снова сбиться в кучу, резко повысив тем самым устойчивость пехоты против атак кавалерии. Швейцарцы - они ведь громили австрияков да бургундцев не только огромными оглоблями, которые у них по недоразумению назывались пиками. Еще и своим плотным строем и твердой уверенностью в плече соседа. Который сосед не только в бою, но еще и в родном кантоне. Так что - никто не побежит, никто не спрячется: все встретят бронированного конного врага лицом к лицу.
И, как видите, снова вылезла наружу она - шагистика. Эти швейцарские баталии, чтобы перемещаться по полю боя, волей-неволей должны были ходить в ногу.
А тут испанцы подоспели. Хорошенько подумали, почитали древнегреческих авторов - и организовали "терции". Которые по сути те же фаланги, только вид сбоку. Ну и да, поразнообразнее вооружение и тактика, поравномернее строй (потому что стратег, руководивший фалангой, всегда знал, с какой стороны набежит враг - а конные рыцари могли наскакать с любой стороны и достаточно неожиданно).
Вот эту способность плотного строя противостоять массам конницы активно использовали чуть ли не до середины XIX века, до Крымской войны, когда, наконец, потери от ружейно-артиллерийского огня надежно перекрыли потери от холодного оружия, и рост потерь от плотного строя стал важнее, чем увеличение его устойчивости.
А также - чем больше становились армии, тем важнее оказывалась способность войск быстро преодолевать пешие переходы. И при этом занимать поменьше места на дороге: во многом крах "плана Шлиффена" в 1914 году связан со слишком большими массами немецкой пехоты, которые попросту не помещались на Западном ТВД, так что их даже вводить в бой стало сложно - не то, что снабжать.
* * *
Но появилась у шагистики в Новое время еще одна функция. Психологическая.
Началось все с появления огнестрельного оружия. По сравнению с арбалетами даже простейшая пищаль - это ноу-хау. И просто так из неё стрелять не научишься. А надо не только уметь стрелять - надо еще и... нет, не "попадать", до "попадать" еще несколько веков. Надо уметь стрелять часто, чтобы создавать высокую плотность огня. И этим вопросом озаботились еще - да чуть ли не с Ивана IV Васильевича. И всяко через век после его царствования обучение солдат навыкам быстрой стрельбы стало одним из важнейших занятий в мирное время.
Достигались высокие результаты - дрессировкой. Поскольку тогдашние люди, в среднем, были существенно дурнее современных (не надо спорить, так оно и было: в школу-то они не ходили! а она, как её ни крой, мозги развивает достаточно неплохо), да еще и отдавали в армию далеко не самых умных, то надеяться, что какой-нибудь Ганс "от сохи" или Жан прямым путем с гор от стада сможет понять, что и как надо делать с фузеёй... Наивно.
Ну и началось: "Делай - раз! Делай - два!" На семь темпов, на пять, на восемь... В зависимости от принятого на вооружение огнестрела.
А дрессура, она, как правило, требует кнута или пряника. Или и того, и другого. Но кнут - он дешевле. Поэтому во всех армиях Нового времени вводится муштра, сперва - как обучение ружейным приемам. А потом, убедившись, что солдат после муштры становится послушнее и исполнительнее - в муштру начинают включать всякие "на караул"/"к ноге", быстрые перестроения, и тому подобное.
И тут нам снова надо вспомнить Фридриха, которого почему-то считают Великим. Хотя с точки зрения внешней политики, управления страной, полководческого таланта - этот товарищ заслуживает исключительно прозвища "Недалекий".
Но вот в одном вопросе он, реально, значительно продвинул вперед военное искусство.
Он ввел муштру - как способ добиться от солдат полного и беспрекословного подчинения командирам.
Муштра в войсках Фридриха В. была непрерывной и постоянной, наказания за неаккуратное исполнение строевых приемов были чрезвычайно изобретательными и жестокими. Главная цель муштры "по Фридриху" - солдат должен бояться своего командира, а, тем паче, сержанта, намного больше, чем врага. Враг - он далеко и еще, может, и не убьёт; а вот свой командир рядом и убьет наверняка, если его не послушаешься.
Помните, небось, "неисполнение приказа в боевой обстановке карается смертью на месте"? Вот этот принцип - прямое наследие Фридриха В.
Его можно понять. Тогдашний солдат должен был строем, не спеша, идти на пушки. В двадцати шагах от вражеской батареи ловить собой картечный залп. И после этого - бросаться вперед со всей дури.
Вероятность уцелеть? 50 на 50: если повезло идти не прямо на пушечное жерло - будешь жить. Нет - скорее всего, не будешь.
Ну и как заставить солдата раз за разом испытывать судьбу? а только так: запугать его заранее, чтобы точно знал, что шансы уцелеть - там, за линией вражеских пушек.
Собственно, все военные победы Фридриха связаны исключительно с этим: предварительной психологической обработкой солдат. В остальном... в общем, слабенький он был полководец, значительно хуже среднего. Наполеон не даст соврать.
* * *
Вот так шагистика приобрела еще одну функцию - психологической обработки солдат.
Собственно, для этого её до сих пор используют.
Вы, может быть, думаете, что современных новобранцев учат красиво ходить строем - чтобы они эффектно прошлись перед комполка на принесении присяги? Забудьте! Полковник видел куда более бойко марширующие взводы и роты. Хотя бы тех же курсантов военных училищ, в строю которых он и сам походил немало.
Нет. Задача "строевой подготовки" - приучить солдата исполнять приказы командира безусловно, не задумываясь, не подключая мозги. Слава богу, сейчас шпицрутенами не пользуются - но, слава богу, и на пулемёты бегать тоже больше не надо. Так что психологическая обработка сейчас - в версии "лайт".
Но, тем не менее.
Мне двоюродный брат рассказывал (он был боцманом на катере на сверхсрочной): "Стоит такой "молодой", и ухмыляется. Делать ничего не хочет, команды не выполняет. Ну... дашь ему пару раз по морде. И на пост у флага - часа на два-три."
Трудно им, на флоте, не на каждом корабле плац организовать можно.
А солдат должен слушаться командира, иначе последствия могут быть - самые неожиданные. И, как правило, очень, очень неудачные. Знаете анекдот?
- Так, ну-ка, быстро, взял лом, и подмел им плац перед казармой!
- Тащ старшина, может, я лучше веником? Быстрее будет, и чище!
- Мне не надо быстрей, мне надо, чтобы ты заманался!
Я пару раз рассказывал этот анекдот военным. Реакция всегда одна: сначала смех, потом тяжелый вздох, и:
- А ты как думаешь? Я комроты, у меня сто лбов, и каждый норовит в какое-нибудь дерьмо вляпаться?! Уж лучше пусть падают без сил вечером, чем безобразничают!
* * *
Есть и еще одна "психологическая" сторона. Хождение строем... улучшает отношения в подразделении. Появляется чувство единения, товарищи по взводу/роте становятся "своими", за которых можно и подраться с "чужими". Я помню свое удивление на военных сборах, когда где-то через пару недель я начал ловить себя на мыслях: "Как мы здорово идем!", "Мы все вместе!", "Эх, как ладно выходит!"
Это оно - стадное чувство, оно же чувство толпы. Одно из древнейших свойств психики, зашитое чуть ли не на уровне инстинктов. Нужно для усиления привязки к своему сообществу, для повышения внутривидовой конкуренции и чисто-дарвиновскому улучшению способности к выживанию вида в целом. Как там говорил кот Матроскин?
- Совместный труд - для мой пользы - он объединяет!
А уж как объединяет хождение вместе строем! вы не поверите... Пока сами не походите.
Так что закончу я этот рассказ про шагистику знаменитым военным афоризмом:
- Раз вы такие умные - что ж вы строем не ходите?!
Вниманию постоянных читателей! На сайте subscribe.ru открыта тематическая рассылка "Спорные мысли: Социум" (socio.people.spornyemyslisoc). Подписавшись, вы не пропустите авторские материалы на темы, связанные с экономикой, историей, социологией и социопсихологией.
Также каждую пятницу выходит рассылка "Спорные мысли: Дайджест" (socio.people.spornyemysli), в которой даны ссылки на все материалы канала "Спорные мысли", вышедшие за прошедшие десять дней, а также интересные выпуски прошлых лет. Один из материалов, по выбору ведущего, включается в текст рассылки.