Найти тему
Крымские новости

Тавры. Победа или смерть. Малоизвестные страницы истории Крыма

#достояние республики

«Крымские новости» вместе с археологом Александром Гавриловым посетили нескольких малоизвестных таврских могильников и узнали много новых деталей и подробностей об истории древнего народа. Последним исследователем тавров был археолог В.А. Колотухин (1936 - 2007 гг.). С тех пор, по мнению Александра Гаврилова , таврскими древностями в Крыму никто всерьез не занимается. Остатки поселений и могильники находятся в забытьи, запустении и отданы на откуп «черным археологам», хотя, по мнению археолога, могли бы стать «точкой притяжения» для туристов, местом знакомства с древней историей полуострова.

Археолог Александр Гаврилов с коллегой на древнем таврском кладбище
Археолог Александр Гаврилов с коллегой на древнем таврском кладбище

Тавры – один из древнейших крымских этносов, об истории которого известно не много. Не имея письменности, они оставили следы своего пребывания в Крымских горах и предгорьях в камне, глине и бронзе. Сохранилось несколько десятков описаний этноса античными авторами. Также свет на историю тавров проливают немногочисленные археологические исследования остатков поселений и могильников.

Почти ничего не известно о языке тавров. Есть предположение, на основе нескольких сохранившихся слов, в том числе, древнего названия Феодосии – Ардабда, что язык тавров был близок к аланскому.

Большинство ученых считает, что этнос возник и окончил свое существование в Крыму. Его корни - в более ранних племенах, населявших полуостров. Народ состоял из нескольких «царств», о чем есть упоминание у древнеримского историка Аммиана Марцеллина , жившего в IV веке н.э., так пояснявшего смысл древнего названия Черного моря: «Разделенные на различные царства тавры, между которыми особенно страшны своей чрезмерной грубостью Арихи, Синхи и Напеи, свирепость которых усилилась вследствие продолжительной безнаказанности; они то послужили причиной названия моря Негостеприимным». Древние греки называли Черное море – Понт Авксинский («Негостеприимное море»), прежде чем появилось традиционное название – Понт Эвксинский («Гостеприимное море»).

Крымские горы и предгорье – родина тавров
Крымские горы и предгорье – родина тавров

Большинство античных авторов описывали тавров, как дикий, свирепый и воинственный народ, живущий в горах и на южном побережье, занимающийся пиратством и разбоем. «Предпринимая войну, всегда перекапывают дороги в тылу и, сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, необходимо было или победить, или умереть» , - так описывал военную тактику тавров древнегреческий писатель Полиэн . Но надо помнить, что греки и римляне были колонизаторами Крыма, поэтому не удивительно, что тавры, защищая родную землю, проявляли по отношению к захватчикам агрессию. Также в защиту тавров свидетельствует небольшое количество эллинских предметов, найденных в их поселениях и захоронениях, что не соответствует приписываемой им репутации разбойников и пиратов.

Тем не менее, многие античные источники и археологические находки все же свидетельствуют о наличии иных жестоких традиций у древнего народа. «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле», - описывал традицию таврских жертвоприношений древнегреческий историк Геродот .

Несмотря на это, греки проявляли уважение к верованиям тавров. Упоминание таврской богини Девы вошло в Херсонесскую присягу - клятву, которую давали граждане античного полиса: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов <…>». Деве был посвящен храм в Херсонесе с ее скульптурным изображением. Для тавров Дева была великой богиней земли, воды и всей жизни. Аммиан Марцеллин называл ее Орсилоха, т.е. богиня-мать.

Терракотовая пластинка, найденная в Херсонесе. Это божество считается таврским прообразом богини Девы.
Терракотовая пластинка, найденная в Херсонесе. Это божество считается таврским прообразом богини Девы.
Изображение богини Девы - Артемиды на серебряной монете из Херсонеса
Изображение богини Девы - Артемиды на серебряной монете из Херсонеса

Археологи изучают тавров по остаткам поселений и своеобразным каменным захоронениям – дольменам. Дольмены – мегалитические погребальные сооружения в виде каменного стола – известны во многих частях мира. В России большое количество дольменов найдено на Кавказе. От кавказских таврские могильники отличаются меньшим размером, не имеют круглого входного отверстия и большая их часть расположена под землей. Археолог Н.И. Репников назвал таврские захоронения «каменными ящиками» и это название прижилось в науке.

Каменный ящик. Реконструкция С.А. Мульда
Каменный ящик. Реконструкция С.А. Мульда
Каменный ящик после раскопок. Из книги А.М. Лескова «Горный Крым в первом тысячелетии до нашей эры».
Каменный ящик после раскопок. Из книги А.М. Лескова «Горный Крым в первом тысячелетии до нашей эры».
Ряд каменных ящиков после раскопок. Из книги А.М. Лескова «Горный Крым в первом тысячелетии до нашей эры».
Ряд каменных ящиков после раскопок. Из книги А.М. Лескова «Горный Крым в первом тысячелетии до нашей эры».

Первый каменный ящик, в конце XVIII века, обнаружил у деревни Токлук ученый и путешественник Паллас : «Здесь в окрестности, между морским берегом и деревнею Токлук заметна издали необыкновенная скала, состоящая из огромных масс расколотого камня; некоторые массы лежат еще в своем натуральном нетронутом положении, остальные нагромождены друг на друга. Татары называют эту скалу Паралам-Кая – (разбитая скала). Кажется, она прежде составляла гребень горы. В нескольких стах шагах отсюда, к юго-западу, на сухой равнине, которая окружает холм, лежит замечательное и очень древнее кладбище , которого я еще нигде не видел в Таврии за исключением не татарских гробниц в Козской долине. Сначала лежат по прямой линии в направлении от востока на запад, на протяжении 32 шагов длины, гробницы до 10.<…> С южной стороны, отступя сажени две от первой линии гробниц, стоят, кроме того, еще три отдельные гробницы, во второй линии; а около конца кладбища, на восток, находится плоский холм, обнесенный правильно вокруг камнями, и два четырехугольных плоских отдельных камня, из которых более длинный поставлен ребром, обращен к южной стороне. Татары считают эти гробницы за еврейские, но они кажется скорее принадлежат другому, очень древнему и немногочисленному народу ».

Таврский могильник
Таврский могильник
Каменный ящик, предположительно, VIII века до н.э.
Каменный ящик, предположительно, VIII века до н.э.

В 1914 году археолог С.И. Забнин , при раскопках пещеры Кизил-Коба (отсюда термин «кизил-кобинская культура», с которой многие ученые связывают тавров, но это уже другая история), обнаружили остатки таврского поселения. С тех пор, в результате поисков и раскопок, было найдено множество памятников таврской культуры по всему Крыму: стоянки в пещерах и гротах, стоянки на открытой местности, укрепленные поселения, «длинные стены» на перевалах, менгиры и кромлехи, дольмены, святилища и жертвенники.

Наиболее древние таврские памятники датируют IX в. до н.э. Ранние тавры жили в землянках и полуземлянках, занимались земледелием и рыболовством, охотой и собирательством, обрабатывали бронзу, пряли и ткали, но при этом пользовались каменными ножами, топорами и не знали гончарного круга.

К VI – V вв. до н.э. тавры населяют весь предгорный Крым. В поселениях и захоронениях тавров появляется греческая посуда, украшения и изделия из бронзы, а также железные предметы конской сбруи и акинаки – скифские мечи, что говорит о связях и отношениях тавров с греками-колонистами и скифами. С V века скифы начинают теснить тавров. Из степи и предгорий они постепенно переселяются в горы и на Южный берег Крыма. Позднее, к III веку до н.э., часть тавров переселяется в Боспорские города и Херсонес.

В поздний период существования тавры разделяются на горцев - скотоводов и жителей долин, занимающихся земледелием. В это время, по неизвестным причинам, как пишет историк И.Н. Храпунов , часть тавров вновь спустились с гор в долины. Развивается торговля с греческими городами-колониями. Вместо землянок у тавров появляются каменные дома, а свои поселения они окружают оборонительными стенами, так как с III века до н.э. в вооруженные конфликты и сражения с таврами вступают греки, а с I века н.э. – римляне. Таврские стены представляют собой циклопическую сухую кладку из необработанных камней. Такие стены сохранились на горных перевалах, на мысе Ай-Тодор, горах Кастель и Чатыр-Даг.

Умерших тавры хоронили на возвышенностях: горных хребтах и отрогах. Могильники предназначались для жителей нескольких поселений из окрестных долин. Камень для ящиков добывали в каменоломнях, откалывая куски горных пород клиньями, плиты могли достигать веса до 20 тонн. К месту захоронения их перевозили на волах.

Каменоломни тавров
Каменоломни тавров

Каменные ящики являлись групповыми усыпальницами. В одно захоронение помещали несколько покойников, от двух-трех до нескольких десятков. Умерших клали в ящик на бок, в скорченном положении. Когда ящик наполнялся, в нем оставляли только черепа, и продолжали хоронить тела умерших дальше. В одном из погребений Мал-Муз обнаружено 68 черепов. К черепам у тавров было особое отношение, о котором упоминал еще Геродот : « С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».

Стенки каменного ящика
Стенки каменного ящика
Торцевая плита ящика
Торцевая плита ящика
Каменные ящики – групповые усыпальницы
Каменные ящики – групповые усыпальницы

Могильники во множестве сохранились в крымских горах и предгорьях. К сожалению, они очень мало изучены и, в большинстве своем, неоднократно разграблены. Разорение и уничтожение древних могил продолжается до сих пор. Надо заметить, что копать таврские ящики ради наживы – занятие бессмысленное , так как в таврских захоронениях , в отличие от скифских, нет ценных вещей . С умершими клали глиняную посуду, бусы, простую утварь, мелкие бронзовые предметы, раковины каури. Но «черные археологи» по-прежнему копают захоронения, уничтожая их для истории.

Плиты таврского ящика, разбросанные грабителями
Плиты таврского ящика, разбросанные грабителями
Раскопки «черных археологов»
Раскопки «черных археологов»
Раскопанная могила
Раскопанная могила

Как уже упоминалось, тавры поклонялись женским божествам. В местах жертвоприношений найдены статуэтки, изображающие женские фигуры. Также у тавров существовал культ солнца . В пещере Кизил-Коба обнаружены остатки ритуального сосуда с изображением солнца, молний и дождя. «В дисковом орнаменте керамики и круговой ее конфигурации отразился культ Солнца, так же, как известно, связанный с культом плодородия (как и обычай тавров хоронить детей не в обычных могилах, а в зерновых ямах)», - пишет историк В.Е. Возгрин . О ритуальном захоронении в зерновых ямах и посыпании покойных зерном пишет археолог А.М. Лесков : «Здесь мы сталкиваемся с единством представлений древних о смерти и рождении . Только с учетом представлений об обратимости находят объяснение такие обычаи, как посыпание зерном умершего или места, где лежал покойник, погребения в доме и т.д.»

Таврский сосуд с изображением солнца и небесных явлений.
Таврский сосуд с изображением солнца и небесных явлений.

По мнению историка и археолога Б.Л. Богаевского , культовым, магическим животным-апотропеем тавров была собака . Образ собаки, в представлении тавров, защищал от зла. Кости собак найдены в зерновых ямах таврских поселений, что, по сути, является ритуальным захоронением. Также собачьи клыки обнаружены и в каменных ящиках. Образ собак, по верованиям тавров, оберегал души умерших.

В конце своего существования тавры отчаянно сражались со всеми против всех, объединяясь то с одними, то с другими народами. Сражались не только на суше, но и на море. Так, по сообщению Флавия , римлянам пришлось отправить в Тавриду 40 кораблей и 3 тысячи солдат для уничтожения таврской флотилии.

Есть одна интересная деталь, характеризующая характер древнего крымского народа. «Население Херсонеса, как и всех древнегреческих государств, делилось на свободных и рабов. Однако тавров-рабов в Херсонесе было, очевидно, немного . В греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии часто фигурируют рабы из Северного Причерноморья – скифы, сарматы, меоты, боспоряне. Тавры в этих надписях упоминаются всего два раза, к тому же в обоих случаях речь идет о свободных », - сообщает археолог А.М.Лесков .

Дольше всего, до раннего Средневековья, остатки тавров сохранялись в горах, где позже смешались и ассимилировались со скифами и другими народами. Но, как пишет историк В.Е. Возгрин : «Древние народы так просто не «исчезают ». Их нужно с территории выселить или истребить — лишь в этих случаях может быть «гарантия» бесследного их исчезновения. Да и то как сказать...».

И вновь «Крымские новости» отправятся в путь, чтобы знакомить наших читателей с уникальными историческими местами полуострова и природными объектами.

Вера Полякова

Фото автора, рисунки с сайта https://открытаяархеология.рф/

Крым
652,3 тыс интересуются