#достояние республики
«Крымские новости» вместе с археологом Александром Гавриловым посетили нескольких малоизвестных таврских могильников и узнали много новых деталей и подробностей об истории древнего народа. Последним исследователем тавров был археолог В.А. Колотухин (1936 - 2007 гг.). С тех пор, по мнению Александра Гаврилова , таврскими древностями в Крыму никто всерьез не занимается. Остатки поселений и могильники находятся в забытьи, запустении и отданы на откуп «черным археологам», хотя, по мнению археолога, могли бы стать «точкой притяжения» для туристов, местом знакомства с древней историей полуострова.
Тавры – один из древнейших крымских этносов, об истории которого известно не много. Не имея письменности, они оставили следы своего пребывания в Крымских горах и предгорьях в камне, глине и бронзе. Сохранилось несколько десятков описаний этноса античными авторами. Также свет на историю тавров проливают немногочисленные археологические исследования остатков поселений и могильников.
Почти ничего не известно о языке тавров. Есть предположение, на основе нескольких сохранившихся слов, в том числе, древнего названия Феодосии – Ардабда, что язык тавров был близок к аланскому.
Большинство ученых считает, что этнос возник и окончил свое существование в Крыму. Его корни - в более ранних племенах, населявших полуостров. Народ состоял из нескольких «царств», о чем есть упоминание у древнеримского историка Аммиана Марцеллина , жившего в IV веке н.э., так пояснявшего смысл древнего названия Черного моря: «Разделенные на различные царства тавры, между которыми особенно страшны своей чрезмерной грубостью Арихи, Синхи и Напеи, свирепость которых усилилась вследствие продолжительной безнаказанности; они то послужили причиной названия моря Негостеприимным». Древние греки называли Черное море – Понт Авксинский («Негостеприимное море»), прежде чем появилось традиционное название – Понт Эвксинский («Гостеприимное море»).
Большинство античных авторов описывали тавров, как дикий, свирепый и воинственный народ, живущий в горах и на южном побережье, занимающийся пиратством и разбоем. «Предпринимая войну, всегда перекапывают дороги в тылу и, сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, необходимо было или победить, или умереть» , - так описывал военную тактику тавров древнегреческий писатель Полиэн . Но надо помнить, что греки и римляне были колонизаторами Крыма, поэтому не удивительно, что тавры, защищая родную землю, проявляли по отношению к захватчикам агрессию. Также в защиту тавров свидетельствует небольшое количество эллинских предметов, найденных в их поселениях и захоронениях, что не соответствует приписываемой им репутации разбойников и пиратов.
Тем не менее, многие античные источники и археологические находки все же свидетельствуют о наличии иных жестоких традиций у древнего народа. «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу. Другие, соглашаясь, впрочем, относительно головы, утверждают, что тело тавры не сбрасывают со скалы, а предают земле», - описывал традицию таврских жертвоприношений древнегреческий историк Геродот .
Несмотря на это, греки проявляли уважение к верованиям тавров. Упоминание таврской богини Девы вошло в Херсонесскую присягу - клятву, которую давали граждане античного полиса: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов <…>». Деве был посвящен храм в Херсонесе с ее скульптурным изображением. Для тавров Дева была великой богиней земли, воды и всей жизни. Аммиан Марцеллин называл ее Орсилоха, т.е. богиня-мать.
Археологи изучают тавров по остаткам поселений и своеобразным каменным захоронениям – дольменам. Дольмены – мегалитические погребальные сооружения в виде каменного стола – известны во многих частях мира. В России большое количество дольменов найдено на Кавказе. От кавказских таврские могильники отличаются меньшим размером, не имеют круглого входного отверстия и большая их часть расположена под землей. Археолог Н.И. Репников назвал таврские захоронения «каменными ящиками» и это название прижилось в науке.
Первый каменный ящик, в конце XVIII века, обнаружил у деревни Токлук ученый и путешественник Паллас : «Здесь в окрестности, между морским берегом и деревнею Токлук заметна издали необыкновенная скала, состоящая из огромных масс расколотого камня; некоторые массы лежат еще в своем натуральном нетронутом положении, остальные нагромождены друг на друга. Татары называют эту скалу Паралам-Кая – (разбитая скала). Кажется, она прежде составляла гребень горы. В нескольких стах шагах отсюда, к юго-западу, на сухой равнине, которая окружает холм, лежит замечательное и очень древнее кладбище , которого я еще нигде не видел в Таврии за исключением не татарских гробниц в Козской долине. Сначала лежат по прямой линии в направлении от востока на запад, на протяжении 32 шагов длины, гробницы до 10.<…> С южной стороны, отступя сажени две от первой линии гробниц, стоят, кроме того, еще три отдельные гробницы, во второй линии; а около конца кладбища, на восток, находится плоский холм, обнесенный правильно вокруг камнями, и два четырехугольных плоских отдельных камня, из которых более длинный поставлен ребром, обращен к южной стороне. Татары считают эти гробницы за еврейские, но они кажется скорее принадлежат другому, очень древнему и немногочисленному народу ».
В 1914 году археолог С.И. Забнин , при раскопках пещеры Кизил-Коба (отсюда термин «кизил-кобинская культура», с которой многие ученые связывают тавров, но это уже другая история), обнаружили остатки таврского поселения. С тех пор, в результате поисков и раскопок, было найдено множество памятников таврской культуры по всему Крыму: стоянки в пещерах и гротах, стоянки на открытой местности, укрепленные поселения, «длинные стены» на перевалах, менгиры и кромлехи, дольмены, святилища и жертвенники.
Наиболее древние таврские памятники датируют IX в. до н.э. Ранние тавры жили в землянках и полуземлянках, занимались земледелием и рыболовством, охотой и собирательством, обрабатывали бронзу, пряли и ткали, но при этом пользовались каменными ножами, топорами и не знали гончарного круга.
К VI – V вв. до н.э. тавры населяют весь предгорный Крым. В поселениях и захоронениях тавров появляется греческая посуда, украшения и изделия из бронзы, а также железные предметы конской сбруи и акинаки – скифские мечи, что говорит о связях и отношениях тавров с греками-колонистами и скифами. С V века скифы начинают теснить тавров. Из степи и предгорий они постепенно переселяются в горы и на Южный берег Крыма. Позднее, к III веку до н.э., часть тавров переселяется в Боспорские города и Херсонес.
В поздний период существования тавры разделяются на горцев - скотоводов и жителей долин, занимающихся земледелием. В это время, по неизвестным причинам, как пишет историк И.Н. Храпунов , часть тавров вновь спустились с гор в долины. Развивается торговля с греческими городами-колониями. Вместо землянок у тавров появляются каменные дома, а свои поселения они окружают оборонительными стенами, так как с III века до н.э. в вооруженные конфликты и сражения с таврами вступают греки, а с I века н.э. – римляне. Таврские стены представляют собой циклопическую сухую кладку из необработанных камней. Такие стены сохранились на горных перевалах, на мысе Ай-Тодор, горах Кастель и Чатыр-Даг.
Умерших тавры хоронили на возвышенностях: горных хребтах и отрогах. Могильники предназначались для жителей нескольких поселений из окрестных долин. Камень для ящиков добывали в каменоломнях, откалывая куски горных пород клиньями, плиты могли достигать веса до 20 тонн. К месту захоронения их перевозили на волах.
Каменные ящики являлись групповыми усыпальницами. В одно захоронение помещали несколько покойников, от двух-трех до нескольких десятков. Умерших клали в ящик на бок, в скорченном положении. Когда ящик наполнялся, в нем оставляли только черепа, и продолжали хоронить тела умерших дальше. В одном из погребений Мал-Муз обнаружено 68 черепов. К черепам у тавров было особое отношение, о котором упоминал еще Геродот : « С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымоходом. Эти висящие над домом головы являются, по их словам, стражами всего дома».
Могильники во множестве сохранились в крымских горах и предгорьях. К сожалению, они очень мало изучены и, в большинстве своем, неоднократно разграблены. Разорение и уничтожение древних могил продолжается до сих пор. Надо заметить, что копать таврские ящики ради наживы – занятие бессмысленное , так как в таврских захоронениях , в отличие от скифских, нет ценных вещей . С умершими клали глиняную посуду, бусы, простую утварь, мелкие бронзовые предметы, раковины каури. Но «черные археологи» по-прежнему копают захоронения, уничтожая их для истории.
Как уже упоминалось, тавры поклонялись женским божествам. В местах жертвоприношений найдены статуэтки, изображающие женские фигуры. Также у тавров существовал культ солнца . В пещере Кизил-Коба обнаружены остатки ритуального сосуда с изображением солнца, молний и дождя. «В дисковом орнаменте керамики и круговой ее конфигурации отразился культ Солнца, так же, как известно, связанный с культом плодородия (как и обычай тавров хоронить детей не в обычных могилах, а в зерновых ямах)», - пишет историк В.Е. Возгрин . О ритуальном захоронении в зерновых ямах и посыпании покойных зерном пишет археолог А.М. Лесков : «Здесь мы сталкиваемся с единством представлений древних о смерти и рождении . Только с учетом представлений об обратимости находят объяснение такие обычаи, как посыпание зерном умершего или места, где лежал покойник, погребения в доме и т.д.»
По мнению историка и археолога Б.Л. Богаевского , культовым, магическим животным-апотропеем тавров была собака . Образ собаки, в представлении тавров, защищал от зла. Кости собак найдены в зерновых ямах таврских поселений, что, по сути, является ритуальным захоронением. Также собачьи клыки обнаружены и в каменных ящиках. Образ собак, по верованиям тавров, оберегал души умерших.
В конце своего существования тавры отчаянно сражались со всеми против всех, объединяясь то с одними, то с другими народами. Сражались не только на суше, но и на море. Так, по сообщению Флавия , римлянам пришлось отправить в Тавриду 40 кораблей и 3 тысячи солдат для уничтожения таврской флотилии.
Есть одна интересная деталь, характеризующая характер древнего крымского народа. «Население Херсонеса, как и всех древнегреческих государств, делилось на свободных и рабов. Однако тавров-рабов в Херсонесе было, очевидно, немного . В греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии часто фигурируют рабы из Северного Причерноморья – скифы, сарматы, меоты, боспоряне. Тавры в этих надписях упоминаются всего два раза, к тому же в обоих случаях речь идет о свободных », - сообщает археолог А.М.Лесков .
Дольше всего, до раннего Средневековья, остатки тавров сохранялись в горах, где позже смешались и ассимилировались со скифами и другими народами. Но, как пишет историк В.Е. Возгрин : «Древние народы так просто не «исчезают ». Их нужно с территории выселить или истребить — лишь в этих случаях может быть «гарантия» бесследного их исчезновения. Да и то как сказать...».
И вновь «Крымские новости» отправятся в путь, чтобы знакомить наших читателей с уникальными историческими местами полуострова и природными объектами.
Вера Полякова
Фото автора, рисунки с сайта https://открытаяархеология.рф/