Я уже давно не писал новых заметок о наших археологических находках из Меншиковского дворца. Исправляю ситуацию :). Прежде всего расскажу о новых данных по тем находкам, что уже упоминались в моём блоге.
Первая любопытная новость связана с гномоном солнечных часов (ссылка на заметку в конце текста). Кстати, мой коллега его почистил, сейчас он выглядит следующим образом.
В своей публикации почти годичной давности я высказал предположение, что они первоначально могли располагаться на фасаде Наугольных палат. Но, в действительности оказалось всё не так. Со мной, в своё время, связался известный петербургский историк и специалист по солнечным часам – Валерий Иванович Дмитриев. Он изучил эту находку, и пришел к следующим выводам.
Во-первых, этот гномон является деталью не вертикальных, а горизонтальных солнечных часов. Во-вторых, их не могли использовать по своему прямому назначению в Санкт-Петербурге, так как его угол не соответствует географической широте нашего города. Зато это угол больше подходит для широты немецкого города Нюрнберга – одного из центров производства таких часов в XVIII веке.
С большей долей вероятности, эти настольные солнечные часы использовались в Первом кадетском корпусе в качестве учебного пособия. Сейчас об этой находке мы с В.И. Дмитриевым готовим совместную научную публикацию.
Вторая новость связана с исследованием остеологической коллекции костей осетровых рыб (ссылка на заметку в конце текста). Её изучением занимались научная группа компании «Норд Стрим 2» под руководством д.б.н. А.Е. Анцулевича. Анализ ДНК провели в лабораториях Всероссийского института растениеводства и Всероссийского НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных.
Увы, среди изученных костей остатков атлантического осетра обнаружено не было. Выявили стерлядь, осетра балтийского, русского, и даже персидского! Полученные данные дают дополнительные материалы о промысле осетра в XVIII веке в нашем регионе, и о снабжение столицы продуктами рыбного промысла. По результатам этого исследования будет подготовлена научная публикация.
Сотрудники нашей Лаборатории продолжают разбираться с коллекцией многочисленных археологических находок. Потихоньку были обработаны и изучены кожаные и текстильные изделия, их части и фрагменты. (По обуви уже есть научная публикация, ссылку можно найти ЗДЕСЬ ).
На одном башмаке сохранился очень симпатичный многослойный каблук.
Мне понравился обрезочек красивой ткани :)
Среди этих изделий нашлось немало предметов связанных с униформой и снаряжением, бытовавших в Первом кадетском корпусе в XVIII веке. На основе этих, и ряда других находок, мои коллеги подготовили подробный доклад для международной конференции «Война и оружие. Новые исследования и материалы». Она пройдёт в мае этого года в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург).
В своих старых заметках я почти не рассказывал про наши нумизматические находки, общее число которых порядка 150 единиц. Эта коллекция нами пока не до конца обработана. Могу лишь отметить, что подавляющее большинство - это российские монеты XVIII в. Но есть и европейские, как, например, голландский дуит что на фото ниже.
Своей реставрации и точной атрибуции ожидают парочка (?) нюрнбергских счетных жетонов.
В своё время, мой коллега Кирилл Шмелев обратил внимание на обрывок найденной карты. Он занялся её атрибуцией, и вот что выяснил. Карта является фрагментом "Carte Particuliere des Environs de Louvain, Aerschot, Diest, Tirlemont, Leau, Iudogne, Malines, et de Partie du Pays de Liege". На ней показаны укрепления Штохельгофенской укрепленной линии времен войны за испанское наследство 1701-14 гг, лист с участком восточнее Брюсселя. Недавно, при обработке коллекции печатных материалов, был найден еще один обрывок этой карты. Коллега сделал наложение всех наших фрагментов на раскрашенный экземпляр оригинала, и вот что получилось.
Кстати, Кирилл Шмелев прекрасно реставрирует изделия из металла. В одном из своих обзоров наших находок я приводил фото курка – детали ударно-спускового механизма (замка) кремнёвого ружья. После проведенной реставрации курок прекрасно развинтился-разобрался, соответственно, и кремень теперь вставляется и зажимается без проблем.
В своих предыдущих заметках я упоминал о многочисленных находках (за тысячу) фрагментов белоглинянных голландских курительных трубок. Хотел бы отметить - помимо них есть находки и более поздних – турецких красноглинянных трубок. Правда, это были чаще случайные находки из различных помещений, не связанные с просеиванием заполнения пазух сводчатых потолков.
Вообще, разбирая и изучая коллекцию археологических находок из Меншиковского дворца, у моих коллег потихоньку сформировалось представление, как всё это можно было бы грамотно и красиво представить в музейной экспозиции. О возможных перспективах они сделали доклад на прошедшей на этой неделе научной конференции (Рериховские археологические чтения) в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре. Искренне надеюсь, что рано или поздно, эта концепция воплотится в жизнь.
Обработка коллекции археологических находок из Меншиковского дворца пока далека от завершения, и я обязательно буду информировать своих подписчиков и читателей о новостях по этой теме.
Еще мои заметки по теме на Яндекс Дзен: «Старинные солнечные часы из Меншиковского дворца», «О находках костей осетровых рыб в Меншиковском дворце», «Разбираем археологические находки из Меншиковского дворца», «Старинные игральные карты из Меншиковского дворца»