Найти тему

Серпом по... или как работали социальные лифты в старину

Гея‑Земля подговаривала детей восстать против их папаши – Урана. Д ети мучились сомнениями. Нелегко преодолеть зов крови.

– Славик, что‑то я очкую, – скажет теле‑герой 90х.

– Да ты успокойся я тебе сказал! – наставит его на путь истинный подельник [1] .

В русских народных сказках старшие братья, как правило, выступают в качестве образцовых членов общества: в меру амбициозных, достаточно умных, немного ленивых и практически совсем нелюбопытных.

Самый младший – дурак – начинает не очень уверенно, и мало кто верит в его победу. Однако, на длинной дистанции он обходит всех.

«Дуракам везет», – говорят в народе.

Судя по фильму «Форрест Гамп» – это так и есть.

«Секрет дурака» прост. Дурак видит мир « as is – как есть», ему сложно навязать признанную обществом модель поведения.

Масса всегда проигрывает, одиночки выигрывают. Все не могут быть чемпионами, вот дураки и оказываются на коне [2] .

Секрет дурака прост, но стать дураком – совсем непросто. Для этого нужно или:

**Безрассудство. «Смелость города берет», «смелого пуля боится, смелого штык не берет»,

или

**мужество и воля: «делай, что должен, и будь, что будет».

Кронос был младшим братом среди титанов.

Неизвестно чего было в Кроносе больше – мужества, воли или безрассудства, но, как гласит традиция, – он опоил батюшку «зеленым вином» и, когда тот уснул,… оскопил родителя.

Уран утратил власть. Кронос стал главным среди богов. Кроноса традиционно изображают с серпом в руке.

В наших российских пределах личность Кроноса была не очень известна, но выражение «серпом по…» – приобрело широкое хождение. Фундаментальные идеи ноосферы имеют универсальное значение и глобальное распространение.

Сама собой напрашивается ассоциация с серпом, который украшал наш герб более 70 лет Советской истории.

Молот традиционно считается атрибутом бога Одина, ключевого персонажа северной культурной традиции. Через много лет серп времени соединился с молотом истории в гербе Страны Советов. Это немного отдает надуманной метафизикой. Однако, только ленивый не сравнивал большевизм Красной империи с нео‑культом и прото‑религией, замешанной на почитании абстрактных сил пространства и времени, [3] материальным воплощением которых выступало движения от капитализма к коммунизму.

"Оскопление Урана Кроносом", Джорджо Вазари, Жерарди Христофано. Музей "Палаццо Веккьо", Флоренция, Италия
"Оскопление Урана Кроносом", Джорджо Вазари, Жерарди Христофано. Музей "Палаццо Веккьо", Флоренция, Италия

[1] Крылатая фраза из скетч‑шоу «Наша Russia» (в серии «Славик и Димон».

[2] На самом деле это не совсем так. С одной стороны – все не могут выиграть. Мест на пьедестале всего три. Обида проигравших неизбежна? Маркетинг предлагает решение, чтобы все были счастливы. Каждый должен (может, если захочет) найти классификацию, в которой будет занимать первые строчки. Таких классификаций может быть бесчисленное множество. На бытовом языке это называется – найти себя. Все тот же «nosce te ipsum – познай себя», ради которого Аполлон пускал свои стрелы в Пифона, удушающего жизнь действием времени. Каждый может/должен найти дело по душе.

[3] Ленинское определение материи отдает чем‑то нездешним (экзистенциальным): « Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них». Атрибутами материи являются движение, пространство и время. Ленин написал об этом в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Такое название подошло бы сборнику религиозных текстов – торжественных и непонятных.