Говорят, сколько людей, столько мнений. Уместо это сказать и про оценку сочинений ЕГЭ по истории: сколько экспертов столько мнений.
Однако не редки те случаи, когда самые простые сочинения получали высокий бал. При том, что авторы их совершенно не заканчивали каких-то курсов или занимались с репетитором. До всего они дошли самостоятельно.
Уже не первый год я со своими учениками пытаюсь определить что же именно требуется со стороны экспертов к экзаменуемым. И вот мне попалась хорошая книжечка на тему ЕГЭ. Н.И. Вурста. "Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ", 2017 г. Руководствуясь его методическими наработками и обобщая имеющийся опыт работы с абитуриентами мне, наконец, удалось выделить самые главные аспекты подготовки школьников к написанию, казалось бы самого сложного задания в экзаменационных вариантах. Однако, мой анализ, возможно убедит, тебя читатель, что не так страшен чёрт, как его малюют.
Не смотря на то,что из года в год тема сочинения и критерии оценивания несколько отличаются в формулировках.
Так в более ранних критериях указывалось необходимость указать два явления и причинно-следственные связи между ними. Это было в далёком 2016 году.
Но так хорошо, что отказались от этой пагубной практики. Так как не во всех периодах, ввиду обобщенности и ограниченности материала школьного курса, можно было бы простому студенту выявить два явления, да еще и найти две связи между ними.
Уже в 2017, да и сейчас, требуется просто указать два явления и для каждого из них развернуть причины и следствия.
Что касается других критериев оценивания, то они не изменились. Не зависимо от того какова будет тема сочинения: период или личность, - смысл сводится к вполне логичной схеме.
Во-первых, надо охарактеризовать период или личность (очень часто периоды и деятельность личность совпадает)
Во-вторых, надо указать две личности, которые как-то были связаны в одном или в обоих описываемых явлениях выбранной на рассмотрения эпохи.
В-третьих, нужно указать два явления этого периода или периода деятельности исторической личности
В-четвертых, указать причинны и следствия описываемых событий.
И, наконец, в-пятых написать финальный вывод, где раскрыть значимость деятельность личностей и периода в целом в дальнейшем развитие России. Оценить роль личностей в указанных процессах и их последствиях.
Самое сложное для школьников - это избежать обобщенных суждений, которые являются показателями остаточных знаний, важно раскрыть факты и события подробно, показать в сочинении понимание исторических явлений и деяний личностей. Кроме того, одним из важных критериев оценивания становится знания элементарных моментов историографии того или иного периода.
Так о чем это я? Конечно, о сочинении. Постараюсь объяснить в ряде статей, как же легче всего научится писать хорошее эссе на все 11 баллов.
Если у тебя есть что добавить к данному историческому экскурсу об историческом сочинении - пиши в комментариях.