Найти тему

Сочинение по истории. Исторический экскурс

Говорят, сколько людей, столько мнений. Уместо это сказать и про оценку сочинений ЕГЭ по истории: сколько экспертов столько мнений.

Однако не редки те случаи, когда самые простые сочинения получали высокий бал. При том, что авторы их совершенно не заканчивали каких-то курсов или занимались с репетитором. До всего они дошли самостоятельно.

источник: яндекс-картинки
источник: яндекс-картинки

Уже не первый год я со своими учениками пытаюсь определить что же именно требуется со стороны экспертов к экзаменуемым. И вот мне попалась хорошая книжечка на тему ЕГЭ. Н.И. Вурста. "Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ", 2017 г. Руководствуясь его методическими наработками и обобщая имеющийся опыт работы с абитуриентами мне, наконец, удалось выделить самые главные аспекты подготовки школьников к написанию, казалось бы самого сложного задания в экзаменационных вариантах. Однако, мой анализ, возможно убедит, тебя читатель, что не так страшен чёрт, как его малюют.

Не смотря на то,что из года в год тема сочинения и критерии оценивания несколько отличаются в формулировках.

Так в более ранних критериях указывалось необходимость указать два явления и причинно-следственные связи между ними. Это было в далёком 2016 году.

из архива автора
из архива автора
из архива автора
из архива автора

Но так хорошо, что отказались от этой пагубной практики. Так как не во всех периодах, ввиду обобщенности и ограниченности материала школьного курса, можно было бы простому студенту выявить два явления, да еще и найти две связи между ними.

Уже в 2017, да и сейчас, требуется просто указать два явления и для каждого из них развернуть причины и следствия.

из архива автора
из архива автора
из архива автора
из архива автора

Что касается других критериев оценивания, то они не изменились. Не зависимо от того какова будет тема сочинения: период или личность, - смысл сводится к вполне логичной схеме.

Во-первых, надо охарактеризовать период или личность (очень часто периоды и деятельность личность совпадает)

Во-вторых, надо указать две личности, которые как-то были связаны в одном или в обоих описываемых явлениях выбранной на рассмотрения эпохи.

В-третьих, нужно указать два явления этого периода или периода деятельности исторической личности

В-четвертых, указать причинны и следствия описываемых событий.

И, наконец, в-пятых написать финальный вывод, где раскрыть значимость деятельность личностей и периода в целом в дальнейшем развитие России. Оценить роль личностей в указанных процессах и их последствиях.

Самое сложное для школьников - это избежать обобщенных суждений, которые являются показателями остаточных знаний, важно раскрыть факты и события подробно, показать в сочинении понимание исторических явлений и деяний личностей. Кроме того, одним из важных критериев оценивания становится знания элементарных моментов историографии того или иного периода.

Так о чем это я? Конечно, о сочинении. Постараюсь объяснить в ряде статей, как же легче всего научится писать хорошее эссе на все 11 баллов.

Если у тебя есть что добавить к данному историческому экскурсу об историческом сочинении - пиши в комментариях.