Итак, мы узнали, что и у оригинала Дягилева, великого "делателя" звёзд, как Пигмалион влюблявшегося в своих "галатей", Философова, Нижинского, Мясина, Лифаря и Кохно, всё-таки была любимая женщина. Он даже заявил однажды, что мог бы на ней жениться. Если он и лукавил, то не слишком.
Женщина- звезда, законодательница мод, диковавшая что смотреть и что любить, начиная с оперы и заканчивая салонными пересудами, Мися Серт была прекрасна, опасна и сказочно богата. Ее боялись и боготворили. Если она нежно улыбалась очередной жертве, следовало как можно внимательнее следить, не наливаются ли прекрасные глаза Миси злобой и не кривятся ли ее карминные губы в капризной гримасе. Кошка идёт, прячьте своих птичек - Мися идёт!
Да, от этой женшины следовало держать подальше все, что вам дорого. Но художники, поэты, композиторы были готовы на все, чтобы обратить на себя ее внимание. Они знали, что всемогущая Мися не только может сделать имя молодому дарованию, но и предложить щедрый чек.
Они несли в ее салон свои стихи, а она складывала их в шляпную коробку, они рисовали ее на ресторанном меню, а она могла выбросить рисунки ивместе с остатками вчерашнего обеда. С нее писали своих героинь Пруст и Золя, ее портрет мечтали создать Тулуз-Лотрек и Ренуар, но ей было все равно.
Я не люблю искусство, я его создаю! Таков был девиз той, одного слова которой было достаточно для того, чтобы решить чью-то судьбу.
Она всю жизнь дружила с Дягилевым и Шанель. Та просила Мисю не упоминать ее имя в мемуарах, она любила поговорить о себе сама. Всю жизнь подруги пикировались - Коко завидовала Мисе, ее богатству и независимости, и не могла простить ей ее помощи, понимая, что если бы не поддержка Миси, ее деньги и связи, Шанель так и осталась бы всего лишь экстравагантной модисткой, одной из тех, кого высший свет не пускает дальше прихожей. Мися носила ее платья, шляпы, только она, хозяйка светского Парижа обладала авторитетом, позволявшем невозмутимо надеть мужское платье и купальный костюм на побережье без риска остаться без репутации. Мися могла надеть на себя не только платье Шанель, но и мешок из-под сахара, а утром на бульварах все светские львицы прогуливались бы точно в таких же мешках, да ещё и с колесом от телеги вместо шляпки на голове.
Мися отреагировала на просьбу подруги как всегда хладнокровно: зачем мне писать о тебе, если ты просто можешь опубликовать твои бухгалтерские книги!
Шанель ревновала Мисю к ее связям и охотно пользовалась ими, Мися не только продавала платья Коко всем, кто старался угодить Мисе, но и была обязана ей одним из самых долгих своих романов с великим князем Дмитрием Романовым.
Была ли связь у Миси с Коко? Интересный вопрос, вокруг подруг каких только слухов не ходило. Но я склонна верить самой Мисе, которая со свойственным ей цинизмом говорила про них с Шанель: я всегда была замужем и никогда не имела любовников, а Коко всегда имела любовников, но никогда не была замужем. Вот так, тоненькой иголочкой в подушечку на запястье подруги, пусть знает свое место.
Нет, я не думаю, что дам связывало что-то, кроме дружбы, как и не было у них ничего с их любимым великолепным Дягилевым. Шанель была не против мехов, но Шиншиллу она не получила. Природу не обманешь, Мися любила мужчин.
Как ей удалось держать весь Париж в тонких пальцах, да так ловко, что могла одним движением свернуть шею врагу или, щёлкнув костяшками в бриллиантах, сделать кого-то или что-то сверх модным?
Думаю, дело в ее характере и происхождении. Мися, Мария Годебска, полька по отцу, бельгийка по матери, родилась в Царском селе. Будущий папенька гостил у Юсуповых под Петербургом, пока слухи о его развлечениях не достигли Брюсселя. Будущая мать немедленно отправилась в Россию. Но весенняя распутица и новость о том, что супруг изменяет ей с ее собственной тётушкой убило бедняжку Софи Севре. Родов она не пережила.
Малышка Мися выросла на вилле бабушки, близкой подруги бельгийской королевы, дамы с огромным влиянием. Бабушка имела салон, в который были вхожи европейские знаменитости. Семь роялей на вилле не простаивали. Девочка научилась играть на фортепиано прежде, чем начала ходить. Сидя на коленях Франца Листа она играла Бетховена, но на всю жизнь запомнила не энергетику великого музыканта, а бородавки на его лице. Она смотрела на авторитеты без фанатизма и была цинична.
Отец однако, через несколько лет вспомнил о дочери, и началась череда мачех и парижских пансионов. Сталь характера закалялась под руководством чопорных монахинь.
В 15 лёт она получила приглашение на бал дебютанток. Увидев в огромном зеркале изящную девушку в голубом воздушном платье, она воскликнула - люблю! Подбежала к зеркалу и поцеловала в губы свое отражение. В этом была вся Мися - она четко обозначила свою главную любовь.
Начиналась новая жизнь.
Продолжение - в статьях:
Мися Серт - пожирательница гениев или их создательница?