Советское государство активно осваивало арктические просторы, богатые полезными ископаемыми. Вокруг месторождений строилось множество городов и посёлков. На северах стояли военные базы.
Очень затратным вопросом оставалось их снабжение электроэнергией и теплом. Поэтому возникшая в 50-х годах идея создания передвижных атомно-энергетических установок была воспринята с энтузиазмом .
Первые разработки
Работы начались на базе водо-водяного реактора. Была создана первая ТЭС, которую установили на танковые шасси от Т-10, затем ещё несколько успешно работающих установок. Второе поколение уже АЭС вышло в работу в 70-е годы. В 1981 году в Курчатовском институте появилась термоэлектрическая «Гамма», которая отлично проработала почти 20 лет.
Новая передвижная установка
Весь накопленный опыт очень пригодился учёным Института ядерной энергетики в Белорусской ССР, когда они начали работу над передвижной АЭС следующего поколения. В начале 80-х годов построили два первых опытных образца атомной станции на колёсах.
Каждая установка представляла собой комплекс из двух полуприцепов весом по нескольку тонн, закреплённых на военных тягачах МАЗ-796. В мощных металлических стенках был «упрятан» реактор и турбореактивные блоки. Ещё на двух автомобилях установили компьютеры для управления и отсеки на 28 человек персонала.
Проходимые машины могли доставить «Памир» в любую точку Крайнего Севера. По предложению генерального конструктора В. Нестеренко теплоносителем выбрали более теплоёмкий, чем вода или водяной пар, газ «нитрин».
Уничтожение станции и современные перспективы
К началу перестройки было 2 вполне рабочих аппарата. В каждую АЭС закладывалось 2 тысячи часов непрерывной работы. Запасов ядерного топлива имелось вперёд на несколько лет. Планировалось, что с помощью мобильных атомных станций будет налажено снабжение теплом и электричеством более трёх десятков населённых пунктов на Севере .
Авария на Чернобыльской АЭС поставила крест на всех разработках. Хотя установка «Памир-630Д» имела 3 ступени безопасности, но её испытание решили закрыть . Для белорусов, переживших последствия Чернобыля, было психологически сложно пережить информацию о том, что всего в 6 км от Минска проходит испытание новая АЭС, пусть и передвижная. Учёные пытались в начале 90-х годов предлагать новые проекты передвижных ядерных установок. Но денег на них уже не было.
В XXI веке интерес к передвижным АЭС стал возрождаться за рубежом. «Оживает» он и в России. Присутствие нашей страны в Арктике приобретает всё более важное значение, а значит, обязательно встанет вопрос удешевления и упрощения электро и теплоснабжения.
Уникальные советские разработки ждут своего часа и учёных, которые смогут их доработать, улучшить и предложить для практического внедрения. Россия просто не имеет права пройти мимо подобных перспектив.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки!