На днях попали с подругой на очень важный для любого сознательного родителя семинар про возрастные детские кризисы, который читала Людмила Петрановская. Поскольку, у каждого человека плоскость восприятия разная, возможно, в моём изложении тема вас заинтересует, и сподвигнет на более углубленное изучение.
Начнём с того, что кризисов у детей целых 4, а не только подростковый, которым можно пугать не хуже бабайки. Все они связаны с новым и бурным скачком в развитии ребёнка, к которому он некоторое время готовится и аккумулирует потенциал, и вот оно - созревание. То есть возрастной кризис - это неизбежный физиологический процесс, пройдя который дитё становится на новую ступень развития личности, в разы превосходящую его же годом или месяцами раннее.
Самый первый кризис, который вряд ли кто-то из вас рассматривал в подобном ключе - это непосредственно рождение. То есть процесс созревания, подошедший к концу, в результате которого младенец готов отделиться от матери, став самостоятельным индивидом.
Второй бурный кризис приходится на +/- 9 месяцев от роду, когда карапуз постигает сложную схему самостоятельного передвижения в пространстве. Ему не надо больше ждать, плакать и надеяться на то, что кто-то придёт и его переместит, что конечно является огромным сдвигом в сторону автономии, к которой все мы эволюционно стремимся.
Третий, на этот раз очень заметный с поведенческой точки зрения, - это кризис трёхлеток. Прошло только 2 года с тех пор, как он был несмышлённым годовасиком, что нетвёрдо шагал на кривеньких ножках, и для которого геройством было вдеть баранку на штырь от пирамидки. Теперь же этот супермэн(чик) способен развить скорость, идентичную маминой, вставлять, не задумываясь, любые фигурки в любые формы (что мне вчера продемонстрировала дочь отточенными движениями), и вообще всячески себя проявляет. К 3-м годам ребёнок уже не столь наивен, он помнит о своих хотелках довольно длительное время, и эффект этих хотелок в совокупностью с памятью о них может создавать довольно мощную и неожиданно взрывоопасную смесь, к которой надо быть морально готовым, дабы не навредить ни себе, ни малышу.
Все взрослые и дети постарше (за исключением 2% населения планеты) понимают, что не могут получить всё желаемое. Или могут, но для этого надо потрудиться. Так вот этот, казалось бы, встроенный навык, на самом деле таковым не является, а нарабатывается методом проб и ошибок как раз в процессе кризиса 3-летнего возраста.
Есть счастливые родители, которые сталкиваются с истериками чад по совершенно ерундовым поводам для нас, но глобальным армагеддоном для них, крайне редко, чисто в качестве ознакомления. Есть счастливцы, наблюдающие подобное по 3 раза за день. Вне зависимости от частоты, надо помнить одно: не впадать в истерики совместно с дитём, а наоборот сосредоточиться на успокоении себя и окружающих свидетелей. Потому что рано или поздно истерика закончится, ребёнок из неё выйдет замученным и эмоционально потрёпанным, и будет нуждаться в моральной поддержке любящего родителя. Если же родитель сам будет на взводе и метать гром и молнии, нужного контакта не получиться. А он нужен для неокрепшей детской психики чрезвычайно, чтобы пришло понимание, что подобные фрустрации можно пережить, что это не конец света и всё заканчивается. Это знание в сцепке с поддержкой и обнимашками поможет научить ребёнку себя контролировать гораздо легче и безболезненней, нежели в аналогичной ситуации с колотушками и сетованиями, что им досталось какое-то исчадие ада за грехи из прошлой жизни.
Также важно после схода эмоционального затопления озвучивать ребёнку название эмоций, типа злость, обида, ярость, чтобы он научился их идентифицировать.
Пример из личного опыта: помню как сейчас, старший сын играл с мячиком во дворе, обнимал его и чуть ли не обтирал им лицо. Когда я из самых лучших побуждений отобрала его и помыла, у чада случилась классическая истерика, которой до этого, к счастью, наблюдать не приходилось. Он плакал так отчаянно, а моё недоумение неразумностью такого поведения было столь высоко, что я чуть не впала в негатив. Благо, по наитию, я посмотрела на ситуацию глазами ребёнка, а не взрослого и в итоге пожалела его, а не себя. Мы долго обнимались и успокаивались.
Также важно в момент фрустрации показать ребёнку различные реакции на его действия: где-то уступить и купить, что ему хочется, где-то просто молча и с ледяным спокойствием наблюдать, как он катается в луже (и да прибудет с нами Сила!), если есть временной промежуток между фрустрацией и истерикой - использовать его, чтобы перевести внимание на что-то другое и её избежать, а в иной раз и отругать. Таким образом у ребёнка формируется эмоциональная гибкость*.
Впереди нас ждут ещё более интересные и животрепещущие возрастные кризисы, о которых поговорим в следующий раз. Главное, что надо помнить вне зависимости от возраста своего ребёнка, то, что для него родитель - естественная опора и поддержка, на которую он рассчитывает и в которой нуждается. Поэтому не забывайте дарить ему это чувство.
Обнимаю вас, оставайтесь со мной и до новых встреч!
---------------------------------------------------------------------------------------------
*Способность человека прислушиваться и использовать свои внутренние переживания продуманным и продуктивным способом.